История
Баварская блаженная, внучка Ярослава Мудрого
Не так уж много в Баварии мест, связанных с историей Киевской Руси. Одно из таких находится в поселке Пух (Puch), что примерно в 30 км к северо-западу от баварской столицы.
Мы ещё издали увидели изящный тонкий силуэт высокой колокольни церкви Святого Себастьяна – местной достопримечательности, связанной с именем внучки Ярослава Мудрого. А потом медленно одолели довольно крутой подъём к этой обители.
Прямо перед входом в церковь стоит вековая липа, и в ней большое дупло. Конечно, это не то дерево, которое увидела молодая принцесса при въезде в поселок Пух почти 1000 лет назад. Возможно, из корней исторической липы и выросли последующие деревья. Впрочем, обо всем по порядку.
На страницах нашего журнала мы уже рассказывали об Анне Ярославне, третьей из четырех дочерей Великого князя Киевского Ярослава Мудрого от брака с Ингигердой Шведской. Ранее считалось, что перед смертью Анна Ярославна вернулась на родину. Но последние исследования показали, что она умерла во Франции в период между 1075 и 1079 годами.
Между прочим, на ее памятнике в аббатстве Святого Венсана была изменена надпись. При внимательном рассмотрении можно увидеть, что вместо надписи «Anne de Russie» («Анна Русская») теперь вырезано «Анна Киевская – королева Франции».
Но продолжим наш рассказ. Ярослав Мудрый выдал Анну замуж за французского короля Генриха I. Нельзя сказать, что в замужестве жизнь Анны Ярославны была счастливой. Немолодой супруг, вступивший в брак не по любви, а из государственных интересов, был занят приращиванием своих земель и политическими проблемами. Французские исследователи цитируют отрывок из письма Анны к своему отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал. Здесь жилища хмурые, церкви безобразные и обычаи ужасные».
Возможно, всё было не так уж мрачно, но несомненно, что высокообразованной православной киевлянке, которая выросла в условиях славянской культуры, нелегко было приспособиться к условиям французской жизни того времени (как это понятно русскоязычным и украинскоязычным читателям, покинувшим свою родину и живущим на чужой земле уже не один десяток лет!).
После замужества прошло несколько лет, прежде чем Анна Ярославна стала матерью. Согласно историческим данным, у неё было три сына. Первый, Филипп (1052-1108), прозванный Добрым, позже стал королем Франции. В честь его королева построила монастырь Святого Викентия в Санлисе. Затем родился Роберт (1055-1060), который умер в младенчестве. За ним родился Гуго (1057-1102), ставший впоследствии графом Вермандуа и прославившийся в первых крестовых походах.
А вот появление у королевской семьи дочери Эммы или Эдигны (1055-1109) почему-то считается легендой. Как бы там ни было, судьба Эдигны была необычной. В 1074 году, когда Генрих I решил насильственно выдать дочь замуж, Эдигна убежала из Парижа. Путь её первоначально лежал к бабке Аврелии, служившей настоятельницей монастыря святого Еммерана в Регенсбурге. Оттуда она надеялась отправиться на восток, на родину своей матери, в Киев. Но до Регенсбурга Эдигна не доехала.
По дороге Едигна остановилась на отдых на околице села Пух в Баварии. Здесь её встретил баварский крестьянин, который ехал на телеге с поля. Он и пригласил усталую путницу к своему жилищу на отдых. Согласно местной легенде, когда Едигна въезжала в село, трижды пропел петух и зазвенели колокола на старой звоннице, будто предвещая, что она должна здесь остаться. К тому же волы, впряженные в телегу, сами остановились около врат местной церкви.
Жители села предоставили Едигне домик, но
она отказалась от него и поселилась в дупле старой липы, которая росла на
высоком холме недалеко от церкви Св. Себастиана.
Здесь она прожила 35 лет.
Едигна учила детей грамоте, лечила
деревенских жителей от разных болезней. Слава о Едигне, которая живет в дупле
липы в селе Пух недалеко от Мюнхена и помогает людям, быстро разлетелась по всей
Баварии. Тем, кто приходил к
ней
за советом или помощью, она передавала свои знания, душевную щедрость, любовь к
ближнему и веру в Бога. Эдигна умерла 26 февраля 1109 года. После её смерти
благодарные крестьяне похоронили ее под престолом старой церкви и с тех пор
стали почитать как святую.
В 1453 году на месте старой церкви была построена Новая башня. На рубеже XVI-XVII веков католическая церковь провозгласила внучку Ярослава Мудрого блаженной. Обо всем этом нам рассказала руководитель «Клуба прогульщиков» при мюнхенской еврейской общине Татьяна Махова во время нашего посещения поселка Пух.
В ветвях старой липы галдели птицы. Я потрогал ладонью её ствол. Ствол был теплым и шершавым. А в руке отдавалась неясная дрожь. Это было точно такое же ощущение, как при прикосновении к Стене плача в Иерусалиме. И возникло чувство сопричастности. Что-то не поддающееся объяснению есть в таких местах, где наша жизнь переплетается с нашей историей.
И в обратный путь мы шли уже молча, обдумывая услышанное и увиденное.
Виктор Фишман,
фото Якова Смехова