Путч или подавление путча?

 

Красно-коричневая чума

 

Не хотел ввязываться в дискуссию по поводу «разгрома Верховного совета» в 1993-м году, 25-летие которого отмечалось в эти дни. Так, отписывался в комментариях. «Не вынесла душа поэта» после статьи Юрия Самодурова, конкретно после вот этого потрясающего пассажа: «Возможно, без этой победы (Ельцина над Верховным советом. – В. З.) страна наша развивалась бы нормальнее. А что до Руцкого, то он бы, порулив немного как вице-президент и И.О. президента, конечно же провалился бы и все о нем после этого и забыли бы. И сделал бы у нас Хасбулатов не президентскую, а парламентскую республику». Просто слезы умиления на глаза наворачиваются, такая благостная картинка нарисована.

 

Хасбулатов с Руцким (и про Макашова еще забыли), делающие парламентскую республику – это за гранью наивности. Есть такое понятие, как «экономическое чудо». А здесь мы бы получили внезапное чудо демократии, и где – в практически никогда не знавшей демократии России, и от кого – от компании Хасбулатова, Руцкого и Макашова!

 

Просто поразительно, до чего у людей бывает короткая память. Это те, которые призывали к погромам (Руцкой: «Молодёжь, боеспособные мужчины! Вот здесь в левой части строиться! Формировать отряды, и надо сегодня штурмом взять мэрию и „Останкино“», Хасбулатов: «Я призываю наших доблестных воинов привести сюда войска, танки для того, чтобы штурмом взять Кремль c узурпатором бывшим, преступником Ельциным… Ельцин сегодня же должен быть заключён в „Матросскую Тишину“, вся его продажная клика должна быть заключена в подземелье!»), те, у которых уже были наготове черные списки «либерастов» по всей России – это они делали бы парламентскую республику?

 

«Путчист» Ельцин, кстати, в итоге всех своих противников простил, а если бы победили хасбулатовцы – у кого-нибудь есть сомнения, как они поступили бы с побежденными?

 

Что до Руцкого, который бы, как полагает Юрий Самодуров, немного порулив на галерах и не преуспев в этом, ушел, и о нем забыли бы – то посмотрите на Путина. О нем Ельцин и Семья тоже думали, что он не способен управлять государством, что они ставят его на время (та же история, кстати, что и с Брежневым), чтоб гарантировать безопасность Семьи и награбленного. И ведь совершенно очевидно, что Путин как правитель России провалился – но он уже 18 лет у власти и забыть о нем пока невозможно. Не получается.

То же было бы и с Руцким, если бы он тогда оказался у руля. Так он и слез бы вам с галер, провалившись (как и Путин, как и Брежнев). Не исключено, что так бы до сих пор и рулил.

Надо же, наконец, учить уроки истории!

 

Александр Скобов пишет, что ельцинский «Указ 1400» был незаконен, потому что, по действовавшему тогда закону «О президенте РСФСР», Ельцин не имел полномочий на роспуск «любых законно избранных органов государственной власти». Поэтому «Указ 1400» это был переворот, и Верховный совет «имел полное римское право сопротивляться узурпации всеми имевшимися у него средствами. В том числе и использовать не предусмотренные законом вооруженные формирования». Замечательно получается – «не предусмотренные законом вооруженные формирования» использовать можно, а не предусмотренный законом роспуск парламента осуществлять нельзя? Александр Скобов возразит, что первым незаконные методы применил Ельцин. Но роспуск парламента не ведет непосредственно к гибели людей, а задействование незаконных вооруженных формирований может привести к неконтролируемому развитию ситуации и гибели тысяч. Тем более, когда «незаконные вооруженные формирования»  будут задействованы такими рафинированными демократами как Хасбулатов в компании с Руцким и Макашовым (которые, как мы видели из статьи Самодурова, осуществили бы в России парламентскую демократию, если бы не Ельцин). 

 

Согласен в данном случае с комментарием Евгения Ихлова к статье Скобова. Ельцинский – пусть с формальной точки зрения либеральный переворот – предотвратил переворот фашистский реакционного Верховного совета.


Александр Скобов признает: «Я не фанатик безусловного соблюдения любых законов при любом режиме. Я признаю, что в истории бывают такие тупики, выход из которых невозможен без „перерыва в праве“. Я полностью оправдываю насильственное свержение таких режимов, как, например, диктатура Сомосы в Никарагуа. Я посчитал бы исторически оправданным насильственное свержение и нынешнего режима, хотя и для меня мирная революция предпочтительнее». Так может быть и ситуация в 93-м году тоже была таким тупиком? Думаю, проблема здесь все в том же свойстве человеческой памяти – быстро забывать плохое. Забыли уже, что такое был красно-коричневый Верховный совет образца 93-го года, сборище «бывших», мечтавших взять реванш за провал путча в 91-м году, тянувших страну назад, в совок, причем, скорее всего, не брежневского, а сталинского разлива, в ужас без конца.

 

Чтобы понять – тем кто подзабыл – что такое по своей сути был тогдашний Верховный совет, достаточно посмотреть на сегодняшний парламент Армении, это собрание «бывших», пытающихся противодействовать не одному Николу Пашиняну, а всему армянскому народу, тянущих Армению назад, в болото коррупции и вассальную зависимость от «старшего брата». Если подходить к этому сборищу реакционеров с рафинированным соблюдением всех букв закона, как вы думаете, чья возьмет в Армении? Пашинян пытался искать компромисс с «бывшими» – в итоге получился сегодняшний кризис.

Только в России в 1993 году Верховный совет был на порядок реакционнее нынешнего армянского парламента, и они точно бы не остановились перед расправой над соперниками в случае победы. Причем, надо понимать, что не только над непосредственными соперниками в противостоянии, но над расправами над либералами по всей России. Это была бы всероссийская Варфоломеевская ночь. Не одну ночь продлившаяся.

 

Сторонники излюбленного теперь тезиса, что после ельцинского путча в 93-м году страна начала скатываться к путинизму, что приход к власти условного Путина стал неизбежен, не понимают, что в случае победы Хасбулатова с компанией путинизм наступил бы не с отсрочкой в семь лет (в течение которых, уверен, у России были исторические развилки), а сразу, в 93-м году. А скорее и не путинизм, а сразу фашизм. Самый настоящий, без всяких примесей. Только фамилия фюрера была бы не Путин, а Руцкой или Хасбулатов. И российский парламент уже тогда стал бы не местом для дискуссий (как таковым почти сразу после прихода к власти в Германии Гитлера, совершенно законно избранного, не местом для дискуссий стал рейхстаг). И с большой вероятностью война с Украиной случилась бы уже в то время – потому что уже тогда вся эта братия бредила возвращением Крыма в родную гавань, и один за другим на полуостров высаживались десанты российских эмиссаров, мутивших там воду.

 

Россия обрекла себя на неизбежность путинизма не после разгрома путча 93-го, а после того, как Ельцин передумал проводить трибунал над коммунистами, не провел люстрацию и не ликвидировал КГБ. И устроил чеченскую бойню.

 

Если демократическая власть отказывается разогнать гестапо – можете не сомневаться, рано или поздно гестапо придёт к власти. Так буквально и случилось – у руля оказался бывший шеф «руссише гестапо».

 

Была в истории красная чума. – Страшная была история.

Была в истории коричневая чума. – История была не менее страшная. Историки до сих пор спорят, какая страшнее.

А победи в 93-м Хасбулатов с компанией – получили бы тот еще симбиоз, чуму красно-коричневую. Может быть, человечеству надо пройти и через такой опыт, чтобы получить прививку и от этой заразы?

 

И в очередной раз продемонстрировать человечеству гибельность этого пути развития призвана Россия?

 

Вадим Зайдман