Наука

 

Шутка, которая, возможно, содержит нешуточную долю истины

 

В июльском номере «Рубежа» была опубликована моя статья под заголовком «Новости астрофизики, или для чего мы приходим в этот мир».

 

Я уже стал забывать о ней, когда недавно на выходе из «Нормы» незнакомый мне мужчина остановил меня и спросил, я ли автор этой статьи. После моего подтверждения этого прискорбного факта, он поинтересовался, всерьез или в шутку я утверждал типа того, что Большой взрыв, приведший к формированию нашей Вселенной, был подготовлен высочайше образованными биологическими существами.

 

Я ответил уклончиво: это была шутка, но говорят же, в каждой шутке есть доля правды…

 

Мой собеседник, как я понял, остался неудовлетворен ответом, но я с тех пор сам стал думать: а почему бы и в самом деле этому гигантскому фейерверку не быть делом рук похожих на нас, но более развитых существ? И кто же еще мог его устроить? Да ведь само открытие этого явления нашими старшими современниками о чем-то говорит…

 

Давайте-ка в самом деле пройдемся по всему пути интеллектуального развития человечества.  

 

В течение сотен миллионов лет все бесчисленные органические существа – от амебы  до человекообразных обезьян – имели два интереса: выжить самим и оставить потомство. Эволюция свирепствовала, появлялись все новые виды живых организмов, но руководствовались они в своем поведении все теми же двумя интересами. Другие, отвлеченные понятия, их не интересовали.

 

Но на некотором этапе эволюции на планете появились существа, которые мы, их потомки, стали именовать, как самих себя, – человеками разумными (Homo Sapiens).

 

Что касается места появления на нашей планете первых Homo Sapiens, расхождений особых нет: большинство исследователей указывают на Восточную Африку. От кого они произошли – на этот счет споров практически вообще нет: конечно, от человекообразных обезьян, скорее всего – от шимпанзе. 

 

Но вот о том, когда вчерашнюю человекообразную обезьяну можно было уже назвать  обезьянообразным человеком – об этом споры идут уже долгое время. Называют даты от 2 млн. до 40 тыс. лет до н. э. Первое число, на мой взгляд, ближе к реальности. А 40 тыс. лет  до н. э. на Ближнем Востоке уже формировались первые государства, так что феномен появления человека разумного здесь был уже далеко позади.

 

Процесс перехода от обезьяны к человеку был ступенчатым: человек прямоходящий (Homo Erectus), человек умелый (Ноmo Habilis) и т. п.

 

Но переломным моментом в процессе эволюции на Земле стало появление собственно вида Homo Sapiens.

 

За время существования Земли на ней сменилось, вероятно, не менее миллиона биологических видов. А вид Homo Sapiens господствует на ней не менее миллиона лет. А зачем ему меняться, если его Разум и так дает ему колоссальное преимущество перед всеми другими видами?

 

С чего началось наше отличие от всех окружавших нас видов? С любознательности. Наши далекие предки задумались: откуда все нас окружающее взялось, и кто им управляет? В разных местах и в разное время называли и рисовали разных зверей или выдуманных чудовищ, которых чтили как богов, определяющих судьбы племени и каждого его члена.

 

Ближе к нашему времени в Древней Греции и Древнем Риме пошли дальше: завели себе целые пантеоны богов, каждый из которых заведовал одной или несколькими сторонами жизни людей.  Да и сами боги не чужды бывали людских повадок. Посмотрите в музеях скульптуры некоторых из них, и вам все станет ясно…

 

А еще у многих богов и богинь появились дети. Их называли Титанами. Так, Гея-Земля произвела от Урана-Неба 6 сыновей и 6 дочерей. Но Гея была столь любвеобильной, что родила еще от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров. Другие древнегреческие богини тоже не простаивали. Божьи детишки шли уже по категории полубогов.

 

Примерно такая же картина была и в Древнем Риме. В обеих  странах/империях боги уподоблялись человеку.

 

Мы, атеисты-безбожники, по этому поводу воскликнем: мракобесие, затуманивание умов!

Но давайте на минуточку вспомним: Древняя Греция и Древний Рим – это Античность, время, когда возникла философия, зародились многие науки.

 

А дело в том, что религия – это тоже философия – в том случае, если она допускает споры, диспуты. В Античности это условие выполнялось, и она оставила нам имена философов, которые звучат до сих пор. Некоторые привожу навскидку: Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель… Некоторые из них стали зачинателями разных наук 

 

Невдалеке от Греции и Рима, на  Ближнем Востоке, в то же примерно время иудеи обходились одним Богом, но диспуты на религиозные темы не только допускались, но участие в них для взрослых мужчин было обязательным.

 

Эпоха Античности оставила нам такие понятия как «Духовность», «Культура», «Искусство».

С крахом Античности в относительно цивилизованной части планеты более чем на 10 веков установилась все мертвящая вокруг нее власть Церкви. Какие там диспуты?! На все есть мнение Святой Церкви, и других не надо!

 

Ученый имеет другое мнение? – на костер! Просто красивая женщина? Ясно – исчадие дьявола, дабы батюшек, принявших целибат, искушать. Туда же ee!

 

Только в восемнадцатом веке, потому и получившем название «Века Просвещения», началось отвоевание обществом позиций у Церкви. Процесс шел так успешно, что в ХХ-м веке ее паства стала заметно таять. Кое-где по этой причине начали закрываться церкви.

 

Мы, образованные  безбожники – атеисты просвещенного века, радовались: скоро все общество станет безбожным!

 

*  *  *

Но примерно в середине того же прошлого века стали доходить до нас очень странные слухи… впрочем, не слухи даже, а сведения, ибо они исходили из уважаемых нами научных кругов. И самым ужасным в этих сведениях было то, что от них пахло боженькой!

 

Ну, подумайте сами: самые крупные современные физики и астрофизики утверждают, что наша Вселенная возникла около 14 миллиардов лет назад. Но нас учили, иногда со ссылками на тех же корифеев науки, что Вселенная была и, очевидно, будет вечно.

 

А теперь, выходит, кто-то ее соорудил. Кто же, кроме Бога, мог это сделать? Все наше научное мировоззрение летит в помойку!

 

Но это еще не все. Оказывается, наша бескрайняя Вселенная возникла от взрыва объекта размером меньше той точки, что муха порой оставляет на оконном стекле. Это уж точно мог сделать только Бог, да и то самой высшей квалификации.

 

Но откуда же он вдруг взялся?

 

*  *  *

В 1916 г. Альберт Эйнштейн опубликовал свои «Основы общей теории относительности», и в следующем году развил их. А в 1922 г. советский математик и геофизик А.А. Фридман, опираясь на теорию Эйнштейна, показал, что Вселенная должна расширяться. А если экстраполировать это явление назад в прошлое, то придётся заключить, что в самом начале вся материя Вселенной была сосредоточена в компактной области, из которой и начала свой разлёт. Поскольку во Вселенной очень часто происходят процессы взрывного характера, то у Фридмана возникло предположение, что и в самом начале развития Вселенной также лежит взрывной процесс – Большой взрыв.

 

Фридман в 1925 г.  умер от брюшного тифа (и неправильного лечения). Но его гипотеза была подхвачена и развита мировым сообществом астрофизиков. Ныне она, в принципе, серьезными учеными сомнению не подвергается.

 

Правда, в 1936 г. в нацистской Германии вышел учебник «Немецкая физика в четырёх томах» нобелевского лауреата по физике Эдуарда Антона фон Ленарда – без теории относительности, без Большого взрыва и прочих «еврейских штучек».

 

В Советском Союзе в кругах физиков, которым трудно было освоить новинки теории, муссировалось предложение издать «Пролетарскую физику», но что-то не сложилось.

 

Гораздо серьезнее было то, что по некоторым сведениям гипотезу Большого взрыва поначалу отверг Альберт Эйнштейн, хотя она базировалась на его же теории относительности.

 

На эту тему в 2014 г. в «Комсомольской правде» была опубликована статья Владимира  Лаговского под заголовком:  «Эйнштейн не верил, что Вселенная возникла из какой-то точки», которую предлагаю вам с небольшими сокращениями:

 

Обнаружена рукопись, в которой автор теории относительности предлагает альтернативу Большому взрыву

 

Жрецы современной космологии утверждают: Вселенную породил Большой взрыв. Она возникла примерно 13,8 миллиардов лет назад из так называемой сингулярности – некой мизерной штуковины с невообразимо колоссальными температурой и плотностью. За ничтожные доли секунды, лопнув и взорвавшись, она превратилась в кварк-глюонную плазму – некий компот из осколков элементарных частиц. Далее, расширяясь и конденсируясь, этот компот или суп, как его иначе называют, стал материей. Примерно через 400 миллионов лет появились первые звезды, а потом и все другие объекты, включая и нас с вами.

 

Вселенная вроде бы расширяется до сих пор, что и позволяет ученым, представляющим процесс идущим вспять, утверждать: когда-то Вселенная была той самой крохотулей-сингулярностью. Первым такую гипотезу в 1922 году выдвинул советский математик Александр Фридман – на основе решения уравнений Общей теории относительности Эйнштейна.

 

Развил теорию Большого взрыва бельгийский католический священник и математик Жорж Леметр.

 

Словом, Эйнштейн и Большой взрыв не отделимы друг от друга. Так, по крайней мере, принято считать. Но оказывается, Эйнштейн размышлял и об альтернативе. По крайней мере однажды почему-то засомневался в собственных представлениях о Вселенной. И попытался «изобрести» нечто принципиально другое.

 

О «метаниях» гения свидетельствует рукопись, на которую никто не обращал внимание. Хотя она хранилась на видном месте в иерусалимском архиве Альберта Эйнштейна в Еврейском университете в Иерусалиме (Albert Einstein Archives, Hebrew University of Jerusalem, Israel). Более того, рукопись – на немецком языке – находилась в свободном доступе и была выложена в электронном виде.

 

Сенсационную суть документа вскрыл ирландский физик Комрак О’Рафтери из Уотерфордского технологического института.

 

– Я чуть со стула не упал, когда увидел, о чем писал Эйнштейн, – выразил свое удивление ученый. Он перевел рукопись на английский язык.

 

Документ датирован 1931 годом. Суть изложенной в нем идеи такова: у Вселенной нет начала, нет конца. Никуда она не расширяется – просто материя постоянно множится. И каждое мгновение спонтанно возникают новые элементарные частицы, из которых потом образуются звезды и галактики. Плотность же Вселенной остается постоянной, потому что она – Вселенная – бесконечна в пространстве и во времени.

 

Примерно через 10 лет до аналогичной гипотезы – так называемой стационарной Вселенной – самостоятельно додумался британский астрофизик Фред Хойл. Но научное сообщество его «заклевало». Да и Эйнштейн под давлением коллег, которые убедили его, что Вселенная расширяется, отказался от идеи стационарной Вселенной. Принял теорию Большого взрыва.

 

* * *

В это трудно поверить, но вся тематика о возникновении Вселенной вращается вокруг одного слова – «сингулярность», произошедшее от латинского «singulus».

 

В философии слово «сингулярность» обозначает единичность, неповторимость чего-либо – существа, события, явления. Я бы добавил: неожидаемое, нестандартное, невиданное.

 

Гравитационная сингулярность – это область, где пространственно-временной континуум настолько искривлен, что превращается в бесконечность.

 

Большой взрыв тоже прячется за сингулярностью: что было раньше на том месте, где произошел этот взрыв, и где теперь раскинулась наша Вселенная, кому и зачем это все нужно было?

 

Мне представляется, что все становится на свои места, если вспомнить два качества Ее Величества Природы: она не терпит пустоты и работает циклами: суточный цикл, годовой цикл…. А почему бы не быть еще Вселенному циклу, то есть циклу, определяемому длительностью существования Вселенной.

 

Какова же эта ожидаемая длительность? Считается, что Большой взрыв произошел около 14 млрд. лет назад. И мы находимся примерно в середине цикла Вселенной, общая длительность которого достигает около 30 млрд. лет.

 

Ученые, исследующие развитие событий после Большого взрыва, зафиксировали, что очень скоро после Взрыва в новорожденной Вселенной начинают развиваться два взаимосвязанных процесса: ее расширение и охлаждение.

 

Но в научных кругах еще с ХIХ века неоднократно высказывалось мнение, что выравнивание температуры в объекте любого масштаба – до Вселенной включительно – ведет к прекращению обменом веществ и, как следствие, к гибели объекта.

 

И еще одна неприятность угрожает не Вселенной в целом, а живым существам, прижившимся на некоторых планетах, вращающихся на благоприятных для жизни расстояниях вокруг некоторых звезд.

 

Наглядный пример – мы сами. Наша Вселенная, как вы уже знаете, возникла около 14 млрд. лет назад. Солнышко, которое нам светит и нас греет, сформировалось из осколков Большого взрыва около 5 млрд. лет назад. И все эти годы источаемая Солнцем огромная энергия рождалась в результате термоядерной реакции превращения водорода в гелий. Этот кайф не будет для нас вечным: как ни велико наше Солнышко, запасы водорода в нем не безграничны. И в такой ситуации, вероятно, не мы одни во Вселенной находимся.

 

Здесь следует сказать, что обсуждение такого рода вопросов усложняется  неоднозначным толкованием термина «Вселенная». Как и термин «Всевышний» он означает всеохватность предмета, о котором речь. «Всевышний» – это субъект, с одной стороны, всемогущий, а с другой, опекающий (и наказывающий, если заслужили) всех людей.

 

Точно так же до ХХ века под «Вселенной» понимали всю совокупность объектов Природы. А теперь, как оказывается, Вселенных может быть сколько угодно. С этим надо разобраться.

При нынешней путанице в терминологии может оказаться, что до Большого взрыва всю Вселенную (в старом понятии) представляла та мушиная крапинка, из которой выросло все Мироздание.

 

А пока отметим один отрадный факт: Христианские церкви одна за другой, включая православную, признали Большой взрыв. К ним примкнули уже некоторые другие Церкви.

 

Большинство ученых, открывших и поддерживающих теорию Большого взрыва – атеисты. Это означает, что грань между верующими и неверующими стирается.

Израиль Зайдман