Германия

 

ОТСТАВКА

 

29 октября Ангела Меркель, возглавляющая Христианско-демократический союз с 2000 года и правительство Германии с 2005, заявила, что в декабре не будет выставлять свою кандидатуру на выборах лидера ХДС, а в 2021-м году, когда закончится ее каденция на посту канцлера – не будет претендовать на новый срок.

 

Это решение Меркель приняла после провальных для правящей коалиции (ХДС и СДПГ) итогов региональных выборов в двух ключевых землях Германии, Баварии и Гессене.

 

14 октября на выборах в Баварии партнер ХДС по консервативному блоку Христианско-социальный союз (ХСС), правивший в нашей земле много лет и даже имевший абсолютное большинство, показал худший с 1950 года результат и лишился этого большинства в ландтаге. Хотя и занял первое место, получив 37,2% голосов. Это на 10,5% меньше, чем на предыдущих выборах в 2013-м году. Результат социал-демократов оказался совсем плачевным: всего 9,7%, также, по сравнению с 2013 годом, потеряв почти 11% голосов, СДПГ опустилась со второго на пятое место.

 

Через две недели на выборах в Гессене (важность этой земли определяется тем, что входящий в ее состав Франкфурт-на Майне является финансовой столицей Германии) Христианско-демократический союз хотя и занял первое место, но набрал 27% голосов, на 11 процентов меньше, чем в 2013 году. Социал-демократы набрали 19,6 %, также потеряв по сравнению с прошлыми выборами около 11 %.

 

Впервые в земельные парламенты Баварии и Гессена вошла АдГ – правопопулистская партия Альтернатива для Германии. В Баварии она набрала 10,2% голосов, в Гессене – 13%. Теперь партия представлена во всех немецких землях, но находится в глухой оппозиции, поскольку ни одна другая партия иметь дела с ней не хочет. И вообще – ее взлет, пришедшийся на 2016-й год, пик миграционного кризиса, когда партия показала результат в 20 % на выборах в восточных землях – Мекленбург-Передней Померании и Саксонии-Анхальт, похоже, уже в прошлом. Не случайно, АдГ для повышения своего рейтинга пытается сейчас придумать нестандартные ходы – в частности, создала внутрипартийную группу «Евреи в АдГ» (см. материал ниже).

 

Что касается перспектив в таких муках рожденной всего полгода назад, в марте, правящей коалиции ХДС – СДПГ, то, скорее всего, она распадется. Вряд ли социал-демократы смогут оставаться в ней после такого провала на выборах.

 

Издание Politico предположило, что, в случае выхода социалистов из правительства, Меркель может снова сделать попытку сформировать коалицию с зелеными и «Свободными демократами» – ту коалицию, которую она уже пыталась сформировать после прошлогодних выборов в бундестаг, но тогда переговоры провалились. После чего в марте и была сформирована большая коалиция с социал-демократами. Что ж, еще одна попытка – не пытка.

 

«Но более вероятно, что Меркель будет вынуждена сформировать правительство меньшинства, пытаться протянуть какое-то время, а потом объявить внеочередные выборы. Незавидный конец долгой карьеры», – резюмирует Politico.

 

Пока фрау канцлерин намерена оставаться на посту канцлера до окончания каденции в 2021-м году, хотя это противоречит и ее собственной позиции, которую она озвучивала ранее: что она будет возглавлять правительство только в том случае, если будет лидером партии. Поэтому, а также потому, что популярность Меркель неуклонно падает (по данным сентябрьских соцопросов, деятельностью Меркель недовольны более половины избирателей, а довольны – только 17%), многие наблюдатели допускают, что она досрочно уйдет с поста канцлера.

 

Среди возможных преемников Меркель называют министра обороны Урсулу фон дер Ляйен, генерального секретаря ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр, председателя бундестага Вольфганга Шойбле, министра здравоохранения Йенса Шпана. Но никто из них, кроме Шойбле, не может сравниться с Меркель по своему политическому весу, а Шойбле уже все-таки 76 лет. Хотя, если Меркель все-таки досидит до 2021 года, неизвестно, как к тому времени изменится ситуация.

 

Украинское направление

 

Очень обеспокоены анонсированной отставкой Меркель в Украине. Это понятно: именно благодаря немецкому канцлеру твердую санкционную политику в отношении агрессора проводит не только Германия, но в целом Евросоюз. «Прочность позиции Запада по отношению к бесцеремонному военному вмешательству в дела Украины основывалась в значительной мере на пробивной силе Меркель», – 2 ноября пишет Маркус Акерет в Neue Zürcher Zeitung. Не исключено, если бы не позиция Меркель, европейские санкции были бы если и не отменены совсем, но как минимум выхолощены.

 

Заместитель директора Института мировой политики Украины Николай Белесков так прокомментировал ситуацию: «Трудно судить, какая будет политика по делам в Европе, но одно ясно точно – если Меркель уйдет в отставку, то Украине придется не то, что с нуля, но нарабатывать уровень доверия с точки зрения восприятия конфликтов, ситуаций, который имела Меркель. На позиции Меркель сегодня держится отношение Германии вообще к российско-украинскому конфликту. Так же на этой позиции держится и Европа».

 

Более других в Украине сокрушается, даже можно употребить такой сильный глагол, как «убивается» в связи с предстоящей отставкой Меркель, мэр Киева Виталий Кличко. 2 ноября в интервью немецкому Bild он высказался так: «Новость о том, что Ангела Меркель оставляет пост председателя ХДС, стала самой обсуждаемой на этой неделе. Многие спрашивают себя: какие угрозы будет таить в себе в будущем ее уход с поста главы правительства ФРГ? Что будет делать Путин, когда Меркель перестанет ему возражать?

 

В те ночи, когда мы в 30-градусный мороз вместе с сотнями тысяч соотечественников выступали на Майдане против коррумпированного президента Януковича и за Европу, мы всегда знали, что самая влиятельная женщина-политик в ЕС наблюдает за нами … Для Меркель было важно одно: свобода и независимость украинцев! Госпожа канцлер с самого начала серьезно отнеслась к мирному протесту, у нее был свой собственный взгляд на развитие событий – и все благодаря накопленному опыту … Я сожалею о том, что политик, производящий на меня неизгладимое впечатление, должен будет скоро закончить свою политическую карьеру».

 

Наверное, чтобы успокоить украинских партнеров, Меркель сразу после объявления о грядущей отставке предприняла визит в Украину. Однако, именно во время этого визита Россия ввела санкции против Украины (300 украинских политиков и предпринимателей, а также 68 компаний), что, по мнению ряда наблюдателей, вряд ли является совпадением. Таким образом Путин явно дает понять, что он не заинтересован в окончании тлеющей войны, и вообще – никто ему, в том числе и хромая уже утка Ангела Меркель – не указ.

 

Ульрих Крёкель 2 ноября во Frankfurter Rundschau пишет по этому поводу: «Посыл был ясен: если в регионе должны произойти какие-то подвижки, тогда вы должны обратиться к нам. Меркель об этом знает, но она так же бессильна, как и Порошенко, и это никак не связано с потерей ее внутриполитического авторитета. Перевес на стороне России».

 

Одним словом, нет ни у кого, ни у Меркель, ни тем более у Порошенко методов против кремлевского Кости Сапрыкина.

 

Обзор подготовил

Вадим Зайдман