Кто заказал Катю Гандзюк?
Я до сих пор не знаю имени заказчика нападения на меня. Гандзюк – это не просто моя фамилия. Это фамилия среди 40 других фамилий, пострадавших от нападений, произошедших за последний год. За последний год в Украине произошло 40 нападений на общественных активистов. Заказчики ни одного из них не были названы. Хуже всего – половину из этого списка я знаю лично. Это больше всего меня ужасает. Почему мы поощряем людей к общественной деятельности, но не можем их защитить? Беда в том, что все эти вопросы стали риторическими. Но я верю, что все виновные будут найдены, наказаны и осуждены. И что каждый из нас будет свободным. И не будет иметь в сердце страха.
Екатерина Гандзюк, видеообращение, 26 сентября |
ЗАЯВЛЕНИЕ
коалиции в защиту гражданского общества в связи с убийством Екатерины Гандзюк
4 ноября в ожоговом отделении Киевской городской клинической больницы №2 умерла общественная активистка и сотрудница исполкома Херсонского городского совета Екатерина Гандзюк.
Смерть наступила через три месяца после того, как 31 июля 2018 в Херсоне на нее было совершено жестокое нападение – Екатерине на голову вылили литр серной кислоты. В результате активистка получила ожоги 40% тела и попала в реанимацию. Все три месяца Екатерина Гандзюк находилась в реанимации, перенесла 15 операций, но спасти ее жизнь врачам не удалось.
Жестокая расправа над Екатериной Гандзюк – это акт устрашения всего гражданского общества в Украине, активных граждан и гражданок, которые в городах, городках и селах восстают против десятилетиями укоренявшейся коррупции и организованной преступности.
Расследование нападения на Екатерину Гандзюк снова показало очевидную несостоятельность правоохранительной системы эффективно расследовать как этот, так и ряд других нападений на гражданских активистов, которые произошли в разных регионах Украины после Революции достоинства.
Так, несмотря на тяжелые телесные повреждения, нанесенные Екатерине Гандзюк в результате нападения, которые составляли реальный риск ее жизни, полиция сначала квалифицировала нападение по ст. 296 Уголовного кодекса Украины (хулиганство). Когда дело получило широкую огласку, его переквалифицировали на «тяжкие телесные повреждения с целью запугивания». Затем квалификацию изменили еще раз и определили как «покушение на убийство». И только через два месяца, 25 сентября 2018 года, по ходатайству адвоката Евгении Закревской Главное управление Нацполиции в Херсонской области придало признак заказа в квалификацию преступления (по п. 11 ч. 2 ст. 115 Уголовного кодекса Украины). Но в подозрении у исполнителей признак «заказа» до сих пор не фигурирует.
Примечательно, что, пытаясь погасить волну общественного негодования и быстро отчитаться о раскрытии резонансного преступления, полиция задержала в качестве подозреваемого в покушении на убийство активистки случайное лицо, Николая Новикова. Благодаря расследованию журналистов удалось выяснить, что Новиков, на которого пытались «повесить» это преступление, невиновен, что подорвало и без того низкое доверие к правоохранителям по этому делу. В это время настоящие исполнители преступления находились на свободе, и если бы не давление на правоохранительные органы, неизвестно, были бы они вообще идентифицированы и задержаны.
Сама Екатерина Гандзюк, которая остро критиковала коррупцию в херсонской милиции, тоже сомневалась в способности местных правоохранителей раскрыть нападение на нее и призвала передать расследование в Службу безопасности Украины.
17 и 19 августа 2018 Национальная полиция совместно со Службой безопасности Украины задержала пятерых человек (бывшие участники АТО Вячеслав Вишневский, Виктор Горбунов, Владимир Васянович, Сергей Торбин и Никита Грабчук. – «Рубеж»), которые обоснованно подозреваются в организации и совершении нападения на активистку, среди них есть также и тот, кто фигурирует в деле как организатор (Торбин. – «Рубеж»), и лицо, которое называют непосредственным исполнителем. Обе этих особы (Торбин и Грабчук. – «Рубеж») сейчас находятся под стражей, остальным трем подозреваемым избрана другая мера пресечения – домашний арест.
Потерпевшая сторона неоднократно заявляла о процессуальных проблемах, которые являются следствием осуществления досудебного расследования относительно исполнителей и заказчиков в двух различных производствах двумя различными органами – Национальной полицией и СБУ. Потерпевшая сторона подавала ходатайство и настаивала на объединении двух производств в СБУ.
Сейчас заказчики убийства Екатерины Гандзюк не установлены. И даже теоретическая возможность их установления и привлечения в дальнейшем к уголовной ответственности под большим вопросом из-за процессуальных препятствий, которые умышленно или по безалаберности созданы Генеральной прокуратурой Украины.
Расследование этого убийства, включая установление его заказчиков, является требованием осуществлять эффективное расследование, предусмотренное в статье 2 Европейской конвенции по правам человека.
К сожалению, это и по меньшей мере сотня других нападений на гражданских активистов, которые произошли на подконтрольной правительству Украины территории после Евромайдана, не расследуются эффективно. Кроме того, даже в тех единичных случаях, когда нападавшие установлены, практически нигде не выявлены заказчики этих атак, а потому волна нападений на общественных активистов только нарастает, а ненаказанное зло – множится.
Коррупция, безнаказанность и отсутствие эффективной реформы полиции и прокуратуры являются причинами массовых преследований и нападений на общественных активистов. Пока исполнители, организаторы и заказчики более сотни нападений на гражданских активистов, которые имели место за несколько последних лет, не будут наказаны, ни один активист не может чувствовать себя в безопасности.
Коалиция в защиту гражданского общества выражает глубокие соболезнования родным и друзьям Екатерины Гандзюк. Для всех нас это тяжелая и неописуемая потеря коллеги – честной, принципиальной, смелой, отчаянной и преданной идеалам демократической и свободной от коррупции Украины.
Мы возмущены состоянием расследования нападений и убийств общественных активистов и требуем отправить в отставку руководство херсонской милиции, которая с самого начала саботировала расследование нападения на Екатерину Гандзюк, а также требуем отставки генерального прокурора Украины Юрия Луценко и министра внутренних дел Арсена Авакова, которые саботировали реформу правоохранительных органов в Украине.
Настаиваем на проведении эффективного расследования убийства Екатерины Гандзюк и на публичном отчете о мерах, принятых для установления и наказания заказчиков этого страшного преступления, а также на эффективном расследовании сотни других нападений на общественных активистов, произошедших по всей Украине со времен Евромайдана.
Под заявлением – подписи 84 правозащитных и общественных организаций Украины
docs.google.com, 5 ноября