Ортодоксы

 

Церковь Первого канала

 

Пройдет совсем немного времени, и события, которые разворачиваются вокруг предоставления независимого статуса Украинской поместной церкви, будут рассматриваться как начало совсем другого процесса – обретения Русской православной церковью независимости от мирового православия. Когда следишь за реакцией российских церковников – да и российских политиков – на происходящее, кажется, что они именно этого и хотят. Что конфликт с Вселенским патриархом из-за Украины – это только повод, а не причина раскола.

 

За эти годы провалились два главных проекта патриарха Кирилла. Новый глава РПЦ так и не стал «папой» всех постсоветских церквей – даром что поставил у своего трона флаги всех бывших советских республик. Аннексия Крыма, война в Донбассе перечеркнули амбиции честолюбивого иерарха, о чем не преминул ему напомнить во время последней аудиенции сам Вселенский патриарх – «вас там не хотят».

 

Не стала РПЦ и центром всего мирового православия – хотя ради удовлетворения этого своего безумного желания Кирилл даже попытался сорвать Вселенский собор на Крите, не поехал туда сам и удержал глав нескольких зависимых от Москвы церковных юрисдикций. Что же остается, если «третьему Риму» не бывать?

 

Стать первой и последней Москвой. Российские церковники уже пытаются заявить об отходе Вселенского патриархата от роли координирующего центра мирового православия, некоторые даже предлагают – неслыханное дело – объявить анафему самому Варфоломею. И понятно, что после того как будет сказано последнее слово – томос – и к западу от России возникнет одна из самых больших православных церквей современного мира, эти разговоры только усилятся и истерия может привести к совершенно неожиданным решениям. А поскольку большая часть православных церквей эти решения не поддержит и постарается дистанцироваться от конфликта, Московский патриархат вынужден будет дистанцироваться от мирового православия, превратиться из церкви в секту.

 

Патриарх Кирилл пойдет путем российских руководителей, которые после признания независимости Абхазии и Южной Осетии искали желающих повторить этот подвиг, но даже у Лукашенко понимания не нашли. В орбиту нового «центра православного мира» можно будет втащить лишь тех, кому в буквальном смысле слова некуда будет деться от любви Кирилла – вроде Антиохийского патриарха, к горлу которого Башар Асад в любой момент может приставить нож, а Владимир Путин – поднести стакан с полонием.

 

Да, поддержка Московской церкви в ее неизбежном конфликте с мировым православием может быть обеспечена только очень большим страхом и очень большими деньгами. Но зато картинка для Первого канала получится красивая, да и средства, которые могут оказаться в дарохранительницах самых набожных иерархов современности, не будут уходить каким-то никому не интересным старцам с Афона. Новый Афон. Новый Иерусалим. Новое православие, отгороженное стеной гордыни и невежества от всего остального мира. То, что не получилось даже у Сталина с патриархом Сергием, у Путина с Кириллом, кажется, уже получается.

 

Виталий Портников,

Грани, 18 октября