Жительница Тувы Анна Арбатская преодолела 4000 километров на автомобиле – из Тувы в Башкирию – ради спасения маленького медвежонка.
Медвежонка по кличке Адыг спасли полицейские Кызыла. Его забрали у хозяйки полуподпольного питомника, которая издевалась над животным. У Анны это далеко не первый опыт спасения осиротевших животных, поэтому Адыга отдали ей.
«Предлагали и в зоопарк его сдать, и в цирк, – рассказывает зоозащитница и писатель Анна Арбатская. – Но я принципиальный противник этого».
Первое время после освобождения Адыг жил в квартире Анны в Кызыле. Когда он подрос, стало ясно, что зверю скоро станет тесно. Затем выяснилось, в башкирском заповеднике готовы принять медвежонка. Анна собрала чемоданы, взяла младшего ребенка и собаку и с важной миссией отправилась, по сути, в другую часть света.
Почти весь путь Анна и ее дочь проделали в сопровождении внушительного эскорта – на трассе познакомилась с дальнобойщиками из Саян. Они были своего рода штурманами, а также помогали выгуливать Адыга во время остановок.
Иван Похоруков, дальнобойщик: «У нас в Сибири всякое было, медведь для меня не диковинка, я могу с ним и поиграть, и за шкирку схватить, если надо. Было время, когда у меня тоже был медведь. Вырастил я его тогда до полутора лет, большой медведь достаточно был. Я их не боюсь».
В пути Адыга, учитывая его нежный возраст, несколько раз в день кормили детской молочной кашей. Покупали в основном в придорожных кафе.
Медвежонок уже испытал пагубное влияние общения с человеком. Чтобы забыть этот негативный опыт, зверенышу нужна была реабилитация в среде таких же, как он. Иначе в дикой природе он просто не выживет.
В национальном парке «Башкирия», куда привезли медвежонка из Кызыла, живет еще один медвежонок, которого недавно инспекторы парка нашли около деревни Верхнебиккузино. Теперь оба медвежонка живут вместе.
Потом для малышей поставят вольер, сделают просторную ограду. На опушке леса, вдали от человеческих глаз, им предстоит провести несколько месяцев, пока не придет пора выпускать их на волю.
Цель программы – сохранить медвежонка диким, не дать ему привыкнуть к человеку.
«Главное – это сохранить страх перед человеком. Это первое. Второе – чтобы набрали вес. Также они должны адаптироваться к тому месту обитания, где им предстоит жить. – рассказывает директор национального парка Владимир Кузнецов. – Кормить мы их будем только пищей растительного происхождения. Никакого мяса, никаких бульонов».
«Считается, что такие медвежата чуть ли не лучше адаптированы для жизни на воле, чем те, что с мамкой ходят. Они более самостоятельные. А то, что они растут вдвоем, тоже положительный фактор. Они привыкнут друг к другу, а не к человеку, выработают навыки коммуникации», – говорит Кузнецов.
Специалисты национального парка рассчитывают, что уже к концу этого года отпустят на свободу двух медведей-подростков, которые будут полностью готовы к самостоятельной жизни. А путешественник из Тывы по кличке Адыг к этому времени благополучно забудет все свои злоключения.
Ntv.ru, 11 мая 2017
Фото: Национальный парк «Башкирия»