Российские будни

 

Искусство «художественного» погрома

Российское искусство возвращают во времена «Бульдозерной выставки»

 

Публикуя материалы, посвященные юбилейным датам двух мировых классиков литературы ХХ столетия Франца Кафки и Джорджа Оруэлла («Рубеж» №№ 7, 8 за этот год), я и представить не мог, что пройдет буквально месяц и убийственно-мрачные фантазии их произведений вновь явят доказательства того, что нет более восприимчивой страны, чем Россия, где их художественные пророчества сбываются со столь пугающим натурализмом.

 

В середине сентября 2018 года в Калининграде ОМОНом под предлогом поиска наркотиков был совершен налет на широко известную и ежегодно проводимую в стране всероссийскую дискуссионную площадку под названием «Пост-интеллектуальный Форум имени Франца Кафки и Джорджа Оруэлла». Столь необычное название Форум, проводящийся с 2013 года, получил благодаря тому, что, по мнению его организаторов (а это, как правило, известные социологи, экономисты, журналисты, политологи, психологи), вполне справедливо определить ныне существующую российскую действительность как кафкианский абсурдизм и оруэлловскую антиутопию. В этом ключе содержание дискуссий отражает актуальные социально-политические, философские, культурные и экономические повестки с признанными экспертами в этих областях.

 

Как сообщили организаторы Форума (http://kafkaorwell.ru/about_forum.php),                                  взломав дверь, вооруженный спецназ в масках и бронежилетах с сопровождавшими его телевизионщиками под софитами камер, начали жестко упаковывать находившихся там людей. Хотя участвовавшие в дискуссиях не оказывали никакого сопротивления, одному из ребят спецназовцы пробили голову и ему пришлось вызывать скорую помощь. За 6 лет проведения Форума подобная провокация со стороны правоохранителей на самом деле превзошла Оруэлла и Кафку как по уровню спецэффектов, так и по маразму и качеству исполнения.

 

Далее по всем традициям еще старой советской, ныне – путинской пропаганды, на РЕН-ТВ спешно состряпали сюжет о низком моральном облике участников Форума, которые, якобы, толпами ходили в определенный номер «заправляться» наркотиками, после чего шли в аудиторию слушать лекторов и принимать участие в дискуссиях. Никаких наркотиков, разумеется, найдено не было, хотя все участники вполне резонно опасались известного рода провокаций в виде их подбрасывания. По сути, это была абсолютно умышленно совершенная провокация как против самого форума с целью его дискредитации, так и против его участников. Как стало понятно, реальной целью акции был не поиск наркотиков, а изготовление сюжета для федеральных каналов: заказное политическое шоу с участием 20 спецназовцев понадобилось для того, чтобы приписать подобного рода мероприятию и участвовавшим в его работе различным организациям, к примеру, Transpаrency International, иностранную угрозу, зафиксировать так называемых «иностранных агентов», доказать наличие влияния Запада на политический климат в стране.

 

И все же, скажем прямо, устрашение получилось так себе, средненькое! Таким способом человеческому мировоззрению вряд ли нанесешь серьезный урон! То ли дело в советские времена! Не скрывая лица, власть, в силу своей тупоголовости, полностью брала на себя инициативу подавления всякого рода художественного инакомыслия. Защита метода социалистического реализма с помощью силы в изобразительном искусстве вылилась 15 сентября 1974 года в натуральный погром, учиненный властью и известный в истории как «Бульдозерная выставка». Несанкционированная уличная выставка полотен художников-нонконформистов как наиболее известная публичная акция неофициального искусства в СССР,  на окраине Москвы в Беляево, на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной, была уничтожена сотрудниками милиции при помощи поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила соответствующее название. Событие это вызвало тогда на Западе вполне ожидаемый шок. У свободных духом художников всегда были не только идеологические, но и стилистические расхождения с любой властью

 

У ныне действующей путинской власти для ориентации искусства в «правильном» направлении в наличии имеются другие, более тонкие инструменты.

 

Время Мединского на культурном российском Олимпе, подталкивающего российскую культуру к «державному патриотизму» в искусстве, прямо указывает на то, к какому финалу дрейфует стагнирующий путинский режим. Запрос на державность и патриотизм успел вернуть на пьедесталы памятники самых мрачных эпох, внедрить в народное сознание ложные символы, а также сфабриковать беспрецедентное «театральное дело» в отношении известного режиссера Кирилла Серебренникова.

 

Как чуткий общественный барометр, культура вновь спотыкается о барьеры, незаметно воздвигаемые властью при участии ее главной идеологической опоры – РПЦ. С тем, чтобы, как и прежде, «держать и не пущать», а еще лучше, чтобы посредством телевизионной кнопки мобилизовывать под свои знамена новое поколение культуртрегеров. И их ряды, как явных, так и скрытых помощников действующей власти, действительно растут. Тактика власти в данном случае, однако, принципиально иная: максимально дистанцироваться от своих помощников, никогда публично не призывать их под свои знамена. Тем не менее, именно они, все эти православные активисты, казаки, «ветераны Донбасса», члены движений SERB,  «Антидиллер» и другие провокаторы есть глубоко законспирированный резерв путинского режима.

 

Самым привлекательным объектом нападения провокаторов является до сего времени Сахаровский музей. С января 2003 года, когда православными активистами была разгромлена выставка «Осторожно, религия!» (акция, фактически морально поддержанная тогда еще митрополитом Кириллом), агрессия по отношению к свободному учреждению культуры многократно выросла. 1 мая 2018 года, после открытия в музее фестиваля оппозиционного искусства «Муза непокоренных» прокремлевские активисты (казаки, движение SERB, «Светлая Русь» и другие) в очередной раз попытались разгромить художественное мероприятие. Среди прочих произведений в музее были выставлены рисунки украинского художника Сергея Захарова, рассказывавшие о том, как часть территории Донбасса, откуда художник родом, была взята под контроль пророссийскими сепаратистами.

 

Об одном из организаторов нападавших, которых смогла оттеснить полиция, лидере ультраправой группы «Светлая Русь» Игоре Мангушеве российская пресса писала в свое время как о донбасском боевике, который пытался добиться от российских властей для себя и других боевиков официального статуса ветеранов боевых действий.

 

Сахаровский центр, впрочем, преследуют не только «патриоты», но и само государство. Если в 2003 году суд обвинил организаторов выставки «Осторожно, религия!» в «разжигании религиозной и национальной вражды», то в 2007 году после проведенной выставки «Запретное искусство» вердикт суда против ее организаторов повторился почти в той же формулировке.

 

В декабре 2014 года центр был включен в список так называемых «иностранных агентов», что, несомненно, еще больше придало стимула погромщикам.

 

Проходившая в сентябре 2016 года в Сахаровскм музее фотовыставка, посвященная войне в Украине, была в течение двух дней полностью разгромлена «казаками» и «ветеранами Донбасса». Полиция в ход погрома не вмешивалась, ответственности за него не понес никто.

 

Комментируя последнее мероприятие музея (фестиваль «Муза непокоренных»), директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский в интервью «Голосу Америки» так охарактеризовал действия «патриотов»: они «действовали по минимальной схеме: с одной стороны даже приехал ОМОН и встал между пришедшей группой и зданием, не давая им  прорваться в Сахаровский центр, с другой – все мы понимаем, что если бы группа продемократических активистов собралась бы в таком же количестве – 30-50 человек и попыталась куда-то прорваться, то был бы разгон, а задержания были бы гораздо масштабнее». Он также добавил, что «они сами называют себя независимыми, но мы понимаем, что они в той или иной степени имеют поддержку во власти».

 

Нередки случаи, когда действия погромщиков выходят из под контроля власти, как это было в Манеже в августе 2015 года, когда нападавшие активисты «Божьей воли» во главе с Дмитрием Цорионовым (Энтео) повредили работы многих скульпторов и самого выдающегося из них – Вадима Сидура. И хотя действия погромщиков были резко осуждены государственными органами (чего стоит заявление главы Союза музеев России, директора  Эрмитажа Михаила Пиотровского!), РПЦ в лице ее высокопоставленного чиновника  Всеволода Чаплина взяла под защиту «оскорбленные чувства» погромщиков, заявив, что на выставке было обнаружено «несколько сомнительных работ».

 

Похоже, музейные погромы настолько естественным образом вошли в российскую повседневность, что власть вообще уже перестает их замечать, а пресса – комментировать. Один из последних случаев – разгром экспозиции выставки красноярского художника Василия Слонова под названием «Небесный Иерусалим», открывшейся 11 сентября 2018 года на «Винзаводе». Проект художника – это сложное многоплановое произведение, своего рода художественная материализация размышлений автора о судьбах мира в целом и русской цивилизации, в частности, ее отдельных кривых тупиках. Ворвавшись в галерею, вандалы (нападение приписывают скандально известной группе SERB) начали громить экспозицию, облили краской и ядовитой жидкостью многие полотна и инсталляции, безнадежно их испортив. Отмечается, что среди нападавших была женщина. Известно также, что группа уже несколько раз привлекалась за нападения и акты вандализма. Ей приписывают сразу два нападения на выставку американского  фотографа Джока Стерджеса «Без смущения» в московском Центре им. Братьев Люмьер (в сентябре 2016 и декабре 2017 года). При этом на первой выставке один православный активист под предлогом защиты «семейных ценностей» и «борьбы с педофилией» облил экспозицию мочой. 

 

Всевозможные прокремлевские группировки «успешно» действуют не только на музейном, но и на концертно-зрелищном направлении. К примеру, так называемое правое движение «Антидилер»,  возглавляемое депутатом Госдумы от ЛДПР дзюдоистом Дмитрием Носовым и позиционирующее себя как борца с наркоторговлей, славится тем, что срывает фестивали искусств. Так, в результате их действий в 2015 году было сорвано завершение 4-го международного фестиваля активистского искусства «Медиаудар». Более всего погромщиков вывело из равновесия присутствие на мероприятии зарубежных представителей из медийной среды, журналистов, деятелей современной культуры и  искусства.

 

Если художественные выставки, демонстрирующие своим содержанием хотя бы незначительную оппозиционность по отношению к действующей власти либо к РПЦ, просто подвергаются погромам, то к музеям советского прошлого, рассказывающим о годах репрессий, отношение более «деликатное» – их просто закрывают или перепрофилируют.

 

Так в 2015 году по инициативе властей Пермского края был закрыт (и одновременно перепрофилирован) единственный музей Гулага, посвященный зверствам советской пенитенциарной системы. Проблемы у музея начались тогда, когда был уволен прежний губернатор края Олег Чиркунов, попытавшийся было превратить музей в «галерею мирового класса», не имеющую аналогов в истории музейного дела, а ему на смену назначен путинский выдвиженец Виктор Басаргин, взявший курс на возвеличивание советского прошлого, и тут же урезавший финансирование «непатриотическому» музею. «Пермьлаг» – это то место, через которое в советскую эпоху прошли тысячи диссидентов и критиков советского режима, подвергавшихся особо жестокому обращению.

 

Летом 2018 года в Йошкар-Оле выселили народный музей Гулага, располагавшийся в бывшем здании НКВД. С момента открытия музея в 2010 году он подвергался множественным проверкам. В последний год существования здание признали аварийным (хотя независимая экспертиза этот факт не подтвердила), при этом срок арендного договора не продлили. Основатель и директор музея Николай Аракчеев уверен, что тенденция к закрытию подобного рода музеев появилась в стране не только в связи с запросом на «державность и патриотизм», но также в связи с засекреченным межведомственным приказом от 2014 года, согласно которому началось уничтожение архивных учетных карточек, содержащих информацию о репрессированных лицах в СССР. Скорее всего, это еще не последний музей советского прошлого, который может ожидать подобная  участь!

 

Вообще, само присутствие различных видов российского искусства можно в настоящее время обнаружить не только на площадях, театральных подмостках или музеях, т.е. на поверхности, но и, так сказать, «внутри», на различных интернет-сайтах и в соцсетях. К примеру, «Вконтакте».

 

В середине сентября прошлого года многие российские новостные сайты сообщили, что в этой соцсети прошел конкурс красоты под названием «Мисс Гитлер», взбудораживший ее пользователей и не только их. Сюжет не просто из ряда вон выходящий, но явно кафкианский! К слову заметить, в состав участниц конкурса помимо россиянок были приглашены представительницы Германии, США и Италии. По условиям конкурса девушки должны были разместить свои фото с рассказом о том, « почему они любят и чтят Третий Рейх Адольфа Гитлера». На фотографиях участницы поднимали руку в нацистском приветствии, украшали себя нацистской символикой. При этом девушки использовали свои настоящие имена, а также без утайки сообщали о том, к каким нацистским группировкам принадлежат, подтверждая это фотографиями с различных митингов. О том, что подобного рода конкурс был инициирован российской социальной сетью, заставляет задуматься о многом. Вряд ли это можно считать намеренной художественной провокацией или неким «креативным» вызовом. Скорее, это плевок в сторону общественной морали, а, по сути, самое наглое надругательство над всеми нравственными общечеловеческими канонами. И не только. Там, где проявляет себя нацизм, натуральный погром неизбежен!

 

Пару лет назад, помнится, в интервью тогда еще главному редактору газеты «Культура» Елене Ямпольской руководитель Минкульта Владимир Мединский, рассуждая в целом об историческом прошлом, в том числе, об исторической памяти и российском патриотизме, убежденно заметил: «Без идеологии человек становится животным». Не знаю, как насчет политических и религиозных расцветок, которыми метят себя разномастные толпы сегодняшних российских моралистов, а фактически, погромщиков, но, судя по всему, идеология у них имеется. Вся беда в том, что проявляется она исключительно на уровне зоологических инстинктов!

 

Ну, а если по существу... Предупреждал же в свое время Иван Ильин (кстати, весьма почитаемый философ нынешнего хозяина Кремля!): «Разложение государства или какого-нибудь политического строя состоит не просто в беспорядках, в анархии, уличных погромах....Все это – лишь зрелые плоды или проявления уже состоявшегося внутреннего разложения».

 

В справедливости этих слов трудно усомниться: погромная риторика некоторых федеральных каналов о стране, находящейся в «кольце врагов», вкупе с церковными нашептываниями, не могут не давать желаемого эффекта.

 

Александр Малкин