Если завтра война?

 

18 тезисов 18 года

 

I

 

1. Важнейшая сторона прогресса человечества – процесс последовательного снижения уровня насилия и жестокости в социальных отношениях. При всех зигзагах и откатах происходит смягчение форм соперничества между людьми, борьбы за доминирование. Необузданный социальный эгоизм все более ограничивается началами солидарности и взаимной ответственности. Вырабатываются все новые ограничения на то, что люди могут делать друг с другом.

 

2. Ведущая роль в этом процессе уже несколько столетий принадлежит так называемой евроатлантической общности народов или западной цивилизации. Именно она выработала представление о правах человека как защите человека от насилия и жестокости со стороны других людей. Добившись научного, технологического и экономического превосходства в мире, качественно повысив уровень материального благосостояния людей, западная цивилизация обеспечила распространение своих ценностей и принципов среди других народов и цивилизационных общностей. Гражданские свободы, правовое государство, разделение властей, парламентская плюралистическая демократия стали ориентиром для всего остального мира, задали ему вектор развития.

 

3. Западные ценности и принципы были положены в основу нынешней системы международных отношений. Созданные после Второй мировой войны международные организации и институты призваны ограничивать насилие в мире – как межгосударственное, так и внутригосударственное. Впервые было провозглашено ограничение национального суверенитета обязанностью каждого государства соблюдать определенный набор правовых норм на своей территории. Права человека перестали рассматриваться как сугубо внутреннее дело отдельных субъектов международных отношений.

 

4. В рамках этой новой международной системы человечеству удалось на протяжении длительного времени сдерживать возникающие в мире противоречия и конфликты, не допуская их перерастания в большую войну. И хотя далеко не все декларируемые принципы были реализованы в полной мере, постепенный прогресс в их реализации налицо, при всей нелинейности и неравномерности этого процесса. Однако, несмотря на весь достигнутый прогресс, сегодня мир оказался перед лицом серьезнейшего кризиса.

 

5. У этого кризиса есть объективные причины. Мир переживает кардинальный модернизационный переход к постиндустриальному обществу и качественно новому уровню глобализации. Изменения таких масштабов и глубины неизбежно порождают болезненные для многих издержки. Часть ответственности за кризис, несомненно, лежит на правящих элитах наиболее развитых и влиятельных стран. У них не хватило политической воли для решения многих застарелых проблем. И не всегда они оказываются способны адекватно отвечать на новые вызовы.

 

6. Всем этим пользуются реакционные силы, считающие избыточными достигнутые западной цивилизацией ограничения насилия правом. Они стремятся сбросить выработанные человечеством ограничения социального эгоизма. На их знамени написано «Каждый сам за себя». Этот принцип они противопоставляют принципу «Права человека для всех». Эти силы действуют как внутри западного сообщества, так и вне его.

 

II

 

7. Ударным боевым отрядом сил мировой реакции стал путинский режим в России. Борьбу с лидерством Запада в мире, с распространением западных принципов и ценностей, западной политической модели в мире он превратил в смысл своего существования. И это вовсе не является случайностью или историческим недоразумением.

 

8. В преобладающей своей части, криминальная по способу социального восхождения, психологии и повадкам, новорусская «элита» породила своеобразный политический режим, часто именуемый «паханатом». Этот режим обеспечивает клептократической элите внеправовые способы обогащения, безнаказанность и несменяемость путем выхолащивания, превращения в имитацию всех общественных институтов, созданных для контроля над господствующей элитой снизу. Паханат – это чисто авторитарный режим, обшитый картонными «демократическими» декорациями. Он основан на обмане, подкрепленном внеправовым насилием. При таком режиме правовые ограничения государственного насилия могут существовать на бумаге, но они не могут «работать».

 

9. Само существование более развитой, успешной и привлекательной общественной системы, в которой доминирующие элиты после долгой борьбы смирились со своей подотчетностью обществу, с правовыми ограничениями на насилие, правящая клептократия путинского паханата воспринимает как угрозу. Угрозу собственному господству и самому способу обеспечения собственного господства. В этом корни ее утробной ненависти к западной цивилизации и ее политическим принципам, нашедшей идеологическое оформление в отрицании либеральных ценностей с позиций радикального консерватизма XIX века – духовного предшественника фашизма. Фактически это отрицание всего наследия 1789 года. А именно это отрицание Гитлер называл сутью национал-социализма.

 

10. Все это делает путинскую клептократию «экзистенциальным» врагом западной цивилизации, самого ее образа жизни. Путинский паханат не только стремится всеми силами остановить распространение западной политической модели в мире, поддерживая и защищая авторитарные режимы любой степени одиозности. Он стремится разрушить западную цивилизацию изнутри, коррумпируя ее элиты, поддерживая реакционные, крайне правые силы, задействовав гигантскую машину пропагандистской лжи.

 

11. В исторической перспективе авторитарная общественная система может отстоять право власти на произвол внутри государства, не иначе как разрушив весь нынешний международно-правовой порядок, закрепляющий ограничение власти государства над своими гражданами. В этом же направлении путинскую клептократию толкает и ее имперский реваншизм, ставший для нее главным средством легитимизации собственной власти внутри страны. Вернуть себе зону имперского диктата, возможность безнаказанно насиловать и расчленять соседей путинская Россия может, лишь сокрушив сам принцип верховенства международного права. Имперский реваншизм путинской клептократии не следует рассматривать как исключительно прагматический инструмент достижения внутриполитических целей. Мучимая комплексом собственной уголовной неполноценности, она компенсирует его в тупом имперском самоутверждении. Она жаждет величия. Она хочет быть владычицей морскою.

 

12. Путинский паханат не только испытывает непреодолимое, маниакальное стремление разрушить существующий миропорядок, но и располагает ресурсами, позволяющими причинить ему непоправимый ущерб. Не только даже очень ограниченное применение ядерного оружия, но и систематические угрозы его применения сами по себе разрушительны для всей действующей системы международных отношений. Для системы сдержек и ограничений международного насилия. Это делает путинский паханат главной на сегодняшний день угрозой миру, прогрессу, цивилизации.

 

III

 

13. Путинский паханат совершал военные преступления и преступления против человечности на протяжении всего своего существования. Он выполз из кровавой трясины грязных колониальных чеченских войн. Он вскормлен неограниченным насилием государства над человеком. Путин не просто вор-клептократ. Он массовый убийца-изувер. Смерть и война сопровождают всё его правление. Путин – это смерть и война. Путин – агрессор. Никто не угрожает России захватом и порабощением. Путин ведет свои войны за порабощение других.

 

14. Ради порабощения других Путин развязал агрессивную войну против Украины. Он разжег и продолжает подпитывать гражданскую войну в Донбассе. Он совершил разбойничью и невероятно подлую аннексию Крыма, чем поставил под удар безопасность и благополучие всего человечества. Ибо односторонняя силовая перекройка в свою пользу международно признанных границ взрывает главную несущую конструкцию системы международной безопасности и грозит погрузить мир в хаос.

 

15. Фактически Украина стала полем боя в глобальной битве между путинским паханатом и западной цивилизацией. И решается в этой битве вопрос о том, устоит ли нынешний международно-правовой порядок. Он устоит только в том случае, если у мира хватит политической воли и решимости принудить РФ к уходу из Крыма и Донбасса. Поэтому любые действия, направленные на принуждение РФ к уходу из Крыма и Донбасса должны приветствоваться.

 

16. Остановить путинскую агрессию невозможно только адресными санкциями против его приближенных. Пока страны Запада уклоняются от применения оружия против агрессора, Путин успешно разрушает международно-правовой порядок средствами «гибридной войны». А из международной изоляции он будет пытаться вырваться с помощью новых, еще более опасных военных авантюр. Именно так он стремится принудить цивилизованный мир согласиться с навязываемыми им бандитскими правилами. И либо действующие правила международного поведения будут окончательно опрокинуты, либо придется давать вооруженный отпор Путину. Да, иногда за мир надо воевать. Как сказал в недавнем интервью Андрей Илларионов, танки останавливают только другие танки. Или иные танкоостанавливающие средства.

 

17. В условиях идущей войны любое выражение поддержки и сочувствия путинской армии есть предательство жертв агрессии, есть пособничество и прислужничество оккупантам и карателям, посягающим на наш общемировой дом.

 

18. Не верьте Путину. Он не торопится попасть в рай. Он догадывается, что на том свете его ждет отнюдь не рай, а спортзал бесланской школы с падающими горящими перекрытиями.

 

Александр Скобов,

Каспаров.ru, 25 декабря

 

 Наш комментарий. Блестящий анализ ситуации, вот только вывод, представляется – что придется воевать с Путиным, чтобы остановить его представляется неверным и опасным. Во-первых, война с Путиным с большой вероятностью чревата ядерным Апокалипсисом. Во-вторых, и в-главных, об этом же написано и в нашем комментарии к статье другого Александра – Немеца, который считает, что Запад уже созрел для войны с Путиным – воевать с Путиным нет никакой необходимости воевать – международного разбойника вполне можно остановить невоенными методами, будь на то политическая воля Запада (см. выше статью 2014 года «Два различия»).