Если завтра война?

 

Что такое путинизм и как с ним бороться

Тезисы лекции в Политическом университете ПАРНАС 26.12.2018

 

1. Без нас режим не падет, или ответ Н.И.Травкину

 

Недавно в этом зале выступал мой давний знакомый и во многом единомышленник Николай Травкин, который после этого написал колонку «„Кровавый режим“ падет и без вас». В ней создатель самой старой Демократической партии России сообщает, что «в России всегда так – режим изживает себя сам и падает». И поэтому «не надо становиться героями», поскольку герои только мешают естественному процессу, заставляют обветшалый режим мобилизовываться и тем самым продлевают его существование». Ну и еще о том, что народ не просит героев вести его к лучшей жизни, а значит, эту лучшую жизнь каждый должен строить себе сам. Улыбайтесь, господа! – призывает Николай Ильич тех, кому не нравится то, что делает Путин. То есть нас с вами, поскольку поклонники Путина Травкина не читают, а бессмысленная улыбка входит в симптоматику их диагноза.

 

Полагаю, что это утверждение Николая Ильича во-первых, ошибочное, а во-вторых, вредное. Ни один тоталитарный или авторитарный режим сам собой не падал. Это всегда рукотворный процесс. Как сказал герой одной великой книги, «кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится». Для этого нужно, чтобы хоть кто-то сделал что-нибудь. Чтобы какая-нибудь «Аннушка» разлила какое-нибудь «подсолнечное масло».

 

Советский режим рухнул в результате соединения усилий трех «Аннушек», которые несколько лет лили подсолнечное масло, пока СССР не поскользнулся и ему не отрезало голову.  Осознанных усилий руководства стран Запада, прежде всего Рейгана, неосознанных усилий партийного руководства, которое в своих интересах приоткрыло форточку, в которую ворвался ураган свободы, и осознанных усилий людей, которым надоел советский режим. Среди них были и мы с Николаем Ильичем…

 

Путинский режим во-первых, моложе, а во-вторых, намного устойчивее советского. Поэтому, чтобы его свалить, надо прежде всего понять, что он из себя представляет.

 

2. Путинизм – это особый вид фашизма. Фашизм 21 века.

 

Чтобы не было терминологической путаницы: 3 значения слова «фашизм». Узкое – идеология и практика итальянского режима в период 1922 – 1945, связанного с именами Муссолини, Джентиле и т.д. Мы не об этом. Сверхширокое – когда ребенок кричит сверстнику «получи, фашист, гранату», или прохожий ругает фашистами тех, кто ставит машины на тротуаре. Это тоже не наш случай. Я употребляю термин фашистский режим в отношении путинской России в том смысле, в котором его использовал Умберто Эко в эссе «Вечный фашизм».

 

Эко считал, что если в стране есть хотя бы один из 14 признаков вечного фашизма, то тут образуется фашистская туманность. В путинской России в том или ином виде присутствуют все 14 признаков, от культа традиции, неприятия модернизма и опоры на исторические травмы – до идеи международного и внутреннего заговора, культа смерти и всего того, что легко можно найти и в телевизоре, и в выступлениях Путина.

 

Отличия путинского фашизма. Их около двух десятков, назову семь главных.

 

а). отсутствие идеологии и как следствие отсутствие пропаганды.

 

Пропаганда – всегда продвижение идеологии – системы идей, представляющих образ будущего и дорогу к нему. Все тоталитарные режимы 20 века: коммунизм, фашизм, национал-социализм, радикальный исламизм – основывались на тоталитарной идеологии, которая всегда воплощена в текстах. Коммунизм – «Манифест коммунистической партии», 55 томов ПСС Ленина, «Краткий курс» Сталина, фашизм – книги Муссолини, Джентиле, национал-социализм – «Майн Кампф» Гитлера, книги Розенберга, воинствующий исламизм – тексты Саид Кутба и Хомейни. Представьте книгу с названием «Путинизм» – внутри будут чистые страницы. У путинизма нет образа будущего. 

 

Когда на Западе воспринимают RT как СМИ, как журналистику, или даже как пропаганду и распространяют на них Первую поправку – это роковая ошибка. Путинские СМИ – не только не журналистика, но и не пропаганда (в отличие от советских или геббельсовских СМИ). Это – орудия информационной войны. Они не производят информацию и идеи, их продукт – чувства и эмоции. Ненависть, злоба, отвращение к Западу, Украине, оппозиции. И любовь к Путину.

 

б). паразитарный характер – паразитарная встроенность в мир 21-века, который создан по лекалам Запада.

 

Путинизм – это солитер, живущий внутри экономики и технологии, созданной Западом. В отличие от СССР, который был частично самодостаточен. Ленин, Сталин и Гитлер всерьез имели планы захвата планеты. Паразитарный фашизм таких намерений не имеет. Выброшенный из материнского лона Запада он погибнет. 

 

в) «паучьи» войны: высасывание противника методом «внешнего пищеварения» как у пауков – Грузия, Украина, война с Западом: разложение противника изнутри.

 

Все войны, которые ведет путинский режим, носят «паучий» характер. Методом «внешнего пищеварения» в тело противника впрыскивается яд и желудочный сок и происходит «переваривание» страны в ее собственных границах. Раздача паспортов жителям Абхазии и Южной Осетии, тотальная пронизанность Украины путинским телевидением и агентами влияния (частично преодолена, но сыграла решающую роль в оккупации Крыма и Донбасса), создание внутри Запада «пятых колонн» в политике, экономике и экспертном сообществе путем прямого подкупа – эффект шредеризации, «Валдайского клуба», массированной обработки сознание – RT, Спутник и т.д.

 

г) ложь как фундамент режима: коперниканский переворот солженицынской формулы: «ложь прикрывает насилие» у Путина ложь – основа, а информационные войска – главные в перечне орудий интервенции.

 

Во всех фашистских режимах 20 века основой было насилие, оно составляло фундамент режима, и было в разной степени тотальным. В путинской версии фашизма основа – ложь. Она тотальна, а насилие ее прикрывает и носит точечный характер. Поэтому информационные войска в путинизме играют принципиально иную роль, чем орудия пропаганды в Третьем рейхе или в СССР. Невозможно представить, чтобы кто-то из советских или фашистских пропагандистов диктовал властям, что им делать, как это делал Соловьев с трибуны Совета Федерации. 

 

д) фейковый характер путинского фашизма, фашизм-обманка: проповедуют антизападничество – дети и деньги на Западе, заявляют, что у нас – демократия, парламент и свобода слова  и тут же кричат, что это все обман, ничего этого нигде нет – обратный карго-культ…

 

Сталинская и гитлеровская элита тоже в разной степени жила не в полном соответствии с собственной идеологией. Но путинская элита живет по правилам, прямо противоположным тем, что декларируются как нормы для населения. Проповедуется т.н. «обратный карго-культ» (термин Е. Шульман) – обычный карго-культ, когда строят самолеты из соломы и надеются, что они взлетят. Обратный карго-культ – внушение, что и обычные самолеты не летают. То есть, у нас демократии и свободы слова нет, но и там у них тоже ничего нет.

 

е) это – воровской фашизм, еще одним фундаментом которого помимо тотальной лжи стала коррупция.

 

В отличие от фашистских режимов 20 века в отсутствие идеологии целью элиты стало безграничное обогащение путем тотальной коррупции, которая превратилась в стержень экономики.

 

ж) это – фашизм с ядерным оружием.

 

Путинизм – это фашизм с ядерной бомбой. 

 

Все эти (полный перечень – более дюжины) отличия создают проблемы, во-первых, с пониманием масштабов угрозы – а путинский фашизм – это самая большая угроза человечеству, а во-вторых, с методами борьбы с этой угрозой.

 

3. Путинский режим обязательно проиграет потому, что это фашистский режим, а фашизм всегда проигрывает.

 

Причины тому две. 1. Фашизм всегда играет на понижение. Власть всегда при фашистском режиме хуже населения. Это к вопросу о ложном тезисе «народ достоин своего правительства». Бывают правительства лучше народа, бывают хуже. Например, Ли Куан Ю в Сингапуре был «лучше» своего народа. А фашистские правители – всегда воплощают самое худшее, что есть в народе. Поэтому фашизм – всегда деградация, а деградация – проигрыш. 2. Тоталитаризм – попытка обрести определенность. В отличие от демократии, которая есть неопределенность, возведенная в институт. В условиях неопределенности демократия живет, фашистский режим создает предпосылки для собственной гибели.

 

В 2018 году Путин создал такие условия. 1. Разорвал прежний общественный договор с населением: вы не мешаете мне править, а даю вам возможность жить. Теперь договор такой: вы не мешаете мне делать все что захочу, вы можете отправиться в рай или сдохнуть. 2. Разорван договор с элитой: богатство и преуспевание в обмен на лояльность. Теперь лояльность ничего не дает. Остается только страх. 3. Разорван договор с Западом. Теперь, после Крыма и Керченского пролива – вы нам санкции, мы будем гадить вам везде, куда дотянемся.

 

4. Как демонтировать путинский режим и отправить Путина в Гаагу?

 

Концепция политической дополнительности. 4 категории людей, образующих сообщество недовольных путинским режимом. 1. Политически активные эмигранты. Назовем их условно Ходорковский и Каспаров. Форум свободной России и Открытая Россия. 2. Сторонники уличного протеста. Навальный и Бессрочка. 3. Сторонники выборов. Яблоко, Партия перемен. Явлинский, Гудков, ПАРНАС. 4. Сислибы. Кудрин.

 

Ни один путь изолированно не ведет к обрушению путинского режима. Уличный протест блокируется насилием, масштабы которого при путинизме ограничены только лояльностью силовиков, которая обеспечивается щедрыми подачками. Формула: на выборах путинский режим сменить невозможно выглядит безукоризненно верной. Раскол элит, на что могут быть направлены надежды сислибов, невозможен из-за патологической трусости элит, сформированных в ходе антиотбора. Наиболее эффективная деятельность политической эмиграции – точечные и секторальные санкции – бьют по экономике и личному комфорту путинской элиты, но сами по себе не приведут к обрушению режима. Тезис «заграница нам поможет» в изолированном виде выглядит наивным.

 

Успех возможен при соединении усилий. Выборы не приводят к смене режима, но, во-первых, являются катализатором уличной активности в случае массовых фальсификаций (болотный протест 2011-12), а во-вторых, в случае локальных успехов выборов в законодательные и муниципальные органы оппозиционные депутаты могут стать точками кристаллизации и дать шанс на раскол элит, которым нужны легальные центры власти для «перебегания». Один из проектов Форума свободной России – Международный общественный трибунал над преступлениями путинского режима – в случае реализации станет публичной демонстрацией всему миру той смертельной опасности, которую представляет путинизм для планеты. Это может стать основой принятия радикальных санкций (эмбарго на энергоносители и отключение от SWIFT), результатом которых станет глубокий кризис режима, последствия которого почувствуют на себе силовики.

 

Прямая координация действий этих четырех «Аннушек», каждая из которых должна разлить свою порцию «подсолнечного масла», невозможна в силу того, что многие из них не любят друг друга больше, чем путинский режим. Но понимание того, что изолированно каждое из этих направлений протеста не добьется успеха, может привести к тому, что они хотя бы будут не мешать друг другу.

 

Общий вывод: успех возможен, если все четыре направления: политэмигрантское, уличное, электоральное и даже сислибное (при всем моем личном отвращении) будут делать свое дело.

 

Без нас путинский режим не рухнет.

 

Игорь Яковенко,

Каспаров.ru, 29 декабря