США

 

И грянул гром

 

Для начала немного цифр – никуда от них не денешься.

 

На конец 2016 года индекс «Доу-Джонс» достиг (впервые в истории) уровня 20 000. Естественно, после избрания Трампа в президенты Уолл-Стрит прыгал от радости, и «Доу-Джонс» лез в небеса. «Счастье» продолжалось в 2017 году, когда Трамп выполнял президентские функции. К концу 2017 года «Доу-Джонс» взлетел до 25 000, а к концу января 2018-го дошел до 26 800 (высший достигнутый уровень).

 

Весь этот период Wall Street Journal (WSJ) ликовал и хвалил Трампа:

 

«Какой наш дурак умный, как лихо он управляется с так называемыми союзниками Америки в Европе и Азии, а как он лупит и душит Китай! А как он снижает налоги на крупный бизнес, как отменяет ограничения на загрязнение окружающей среды, как он смеется над „проблемами климата“! Пусть демократы кричат, что Трамп – путинский агент и грязная скотина. Плевать мы на это хотели. Трамп всегда прав!» (можно привести десятки цитат из WSJ).

 

А вот ближе к середине 2018 года ситуация стала меняться. «Доу-Джонс» перестал расти и даже начал снижаться. Впрочем, незначительно. Скажем, 19 октября «Доу-Джонс» составил 25 444. Тон WSJ оставался умеренно оптимистичным. Но уже начали появляться и критические статьи: «А понимает ли Великий Кормчий, куда он нас ведет? Пожалуй, следовало бы улучшить отношения с союзниками, да и с Китаем следовало бы быть поосторожнее!»

 

Все-таки до конца ноября ситуация была для Уолл-Стрит терпимой. Еще 30 ноября «Доу-Джонс» составил 25 538. Тон WSJ в отношении Трампа стал уже не осторожно-оптимистичным, а осторожно-критическим. Да и то критиковали главным образом не Трампа, а, скажем, его главного советника по внешней торговле Питера Наварро: дескать, мистер Трамп, присматривайте за вашими советниками.

 

И вот в декабре грянул гром. Возникла ситуация, сильно напоминающая события августа-сентября 2008 года. 24 декабря «Доу-Джонс» упал до 21 792 – на 15% ниже значения 30 ноября и почти на 20% ниже высшего уровня конца января этого года. В результате только в декабре 2018 года совокупная капитализация фирм, представленных на Нью-йоркской фондовой бирже (никак не меньше 30 триллионов долларов на конец ноября 2018 года), упала по меньшей мере на четыре с половиной триллиона долларов; а может быть, и на пять триллионов долларов. Настоящая катастрофа для биржи и всех серьезных американских инвесторов! Такого они не прощают.

 

Совершенно очевидно, что происшедшее стало итогом двухлетней деятельности Трампа, направленной на разрушение всего, до чего он смог дотянуться. (Описание механизма разрушения опускаю.) Осталось только разрушить самого Трампа!

 

И уже в декабре тон WSJ полностью поменялся. Например, статья от 10 декабря «History ended in 1945» («История закончилась в 1945 году») проводит идею «Устранение (уничтожение) послевоенного порядка может привести к глобальной депрессии и частым войнам». В статье припоминаются все трамповские глупости: атаки на НАТО, на ЕС, на Мировую Торговую Организацию (World Trade Organization)... Трамп поддерживает Брекзит и подталкивает Германию к выходу из ЕС.

 

Трамп все это делал, прикрываясь идеей «Америка первая (America First)», в реальности же сама Америка имеет дело со стремительно растущими проблемами. Если порядок, установившийся после 1945 года, будет сломан – именно этого хочет Трамп! – то мир, в котором имеется не меньше девяти стран – обладателей ядерного оружия, придет к полному хаосу!

 

Другая жесткая статья «Inauguration spending is probed» («Под следствием деньги, истраченные на инаугурацию») от 14 декабря. Оказывается, Трамп в ходе своего вступления в должность, 20-21 января, израсходовал свыше 100 миллионов долларов. Ни Обама, ни Буш-младший не тратили больше 50 миллионов долларов. Сейчас этим занимается спецпрокурор Мюллер: «Откуда такие деньги? Случайно не от Пу...? Случайно, не из Мо...?»

 

А вот гораздо более резкая статья от 19 декабря «Interpreting the Trump Meteor» («Объяснение феномена Трампа-метеора»). В ней рассматриваются «больные точки» связей Трампа с Россией:

 

«Ведь сам Трамп в 2016 году в ходе предвыборной кампании кричал: „Я знаю Путина!“ Никто всерьез не воспринимал эти заявления. А вот теперь (в результате расследования спецпрокурора Мюллера) все факты всплыли наверх, включая многолетние попытки Трампа построить Башню Трампа в Москве... Как вообще можно было выставлять кандидатом в президенты персону с таким (российско-путинским) багажом? А теперь Трамп собирается цепляться за Белый Дом до последнего, и поди его оттуда выстави...»

 

Одним словом, оказался Трамп-отец не отцом... Потребовалась биржевая катастрофа – и перспектива еще более страшной катастрофы – чтобы обозреватели WSJ осознали отвратительную реальность: в Белом Доме сидит агент хаоса или агент Путина (разница невелика).

 

К чему я привел все эти цифры и факты? В январе 2019 года начнется объединенное наступление на Трампа со стороны Роберта Мюллера и Палаты представителей США, руководимой Нэнси Пелози.

 

Но, может быть, Трампа станет защищать Уолл-Стрит (пресловутая «финансовая олигархия»)? Полагаю, не будет. Уж очень «хорошим» был декабрьский урок. Постепенное изменение тона статей WSJ говорит о многом.

 

Может быть, армия и военно-промышленный комплекс поддержат Трампа? Очень сомнительно. Ведь Трамп, по сути, спровоцировал отставку военного министра Мэттиса и продемонстрировал, что ему, Трампу, плевать на американские интересы на всем Ближнем и Среднем Востоке от Сирии до Афганистана. В то же время СМИ США отметили радость Москвы: «Без Мэттиса и американских войск можно будет хорошо порезвиться и на восточном берегу Евфрата, и в Афганистане».

 

Остаются многие миллионы двуногих ослов («избирательная база» Трампа), но они немного стоят.

 

Я не знаю конкретный механизм, который используют для «обнуления» Трампа в 2019 году. Знаю только, что после «обнуления» сформируется «единый антипутинский фронт» американских политиков, финансистов и военных...

 

Александр Немец,

Каспаров.ru, 27 декабря