Ближний Восток

 

Война в Йемене стала войной против детей

Пассивная позиция мирового сообщества

лишь поощряет саудовцев на новые преступления

 

То ли обезумев от радости по поводу того, что в средневековое королевство наконец-то «провели кино», то ли озверев от злости, что на четвертом году войны не удается одолеть хуситов, саудовские летчики вернулись к своей излюбленной забаве – наносить бомбовые удары по беззащитным школам и больницам, похоронным и свадебным процессиям, рынкам. Получается и «дешево», в смысле безопасно для себя, поскольку такие объекты в Йемене средствами ПВО не прикроешь, и «сердито» – количество жертв исчисляется сразу многими десятками, а то и сотнями людей.

 

Самая подходящая для трусливых серийных пилотов-убийц тактика. А главное – происходит это практически при полном безразличии того, что принято называть мировым сообществом. Именно это равнодушие порождает безнаказанность, которая, как хорошо известно, только провоцирует преступника на новые злодеяния.

 

Мировое сообщество промолчало, когда 2 августа саудовцы разбомбили рыбный рынок и центральную больницу в Ходейде, свалив вину на хуситов, дескать, это их рук дело. Ровно через неделю саудовские ВВС наносят новый удар – по автобусу, перевозившему школьников в Сааде. Жертвами стали еще 43 человека, главным образом дети, многим из которых не исполнилось 10 лет. На этот раз мировое сообщество среагировало – того требовали элементарные приличия. Правда, как всегда, вяло, словно через силу, выдавив из себя похожие друг на друга дежурные фразы, осуждающие силы просаудовской коалиции, призывающие противоборствующие стороны воздерживаться от чрезмерного применения силы против гражданского населения, но никого и ни к чему не обязывающие.

 

На глазах у всего мира уже четвертый год подряд в Йемене совершаются чудовищные преступления, идет массовое истребление мирного населения, по сути, самый настоящий геноцид, в том числе детей, а мир спокойно закрывает на это глаза. Помнится, пару лет назад, после того как саудовцы разбомбили в Сане сначала свадебную, а потом похоронную процессии и количество жертв исчислялось сотнями, в ООН пытались даже выработать совместное заявление, осуждающее саудовцев. И хотя оно, по словам покойного Виталия Ивановича Чуркина, оказалось настолько «слабым и размытым», что даже не было смысла его корректировать (см. «НГ» от 18.10.16), то сегодня даже этого нет. Никто не собирает Совет Безопасности ООН, не предлагает вводить санкции против Эр-Рияда, требовать эмбарго на поставки оружия.

 

Прежде всего это бесполезно. Такие попытки уже были. И в Европарламенте, и даже в американском Конгрессе поднимались разговоры о необходимости ввести оружейное эмбарго для Саудовской Аравии. Но дальше дело не пошло. Одна из причин здесь кроется в том, что Эр-Рияд тратит огромные деньги на свое вооружение и никто из крупных производителей военной техники не желает отказываться от доходов, которые сулит им оружейная торговля. Другая причина заключается в беспрецедентном давлении, по сути, в шантаже, который оказывает Эр-Рияд на международные организации и отдельные страны. И бывший, и нынешний генеральные секретари ООН признались в том, что эта международная организация зависит от саудовских нефтедолларов и потому не может осудить убийство йеменских детей. По этой же причине Королевство Саудовская Аравия почти сразу же исчезло из составленного ООН черного списка стран и группировок, нарушающих права детей.

 

Позиция международных чиновников, фактически превратившихся в пособников детоубийц, не выдерживает никакой критики. Это абсолютно аморальная, лицемерная позиция.

 

Пассивная реакция мирового сообщества на преступления саудовского режима выражается еще и в своего рода заговоре молчания вокруг йеменской войны. Многим политикам и международным чиновникам хотелось бы, чтобы хуситов или совсем не было, или чтобы они как можно скорее провалились сквозь землю. Прежде всего потому, что представляют собой живой укор тем лицемерам, которые требуют соблюдать права человека, но отказывают в главном праве – праве на жизнь йеменским детям. Отсюда и до неприличия странная «бухгалтерия» йеменской войны, которую ведет мировое сообщество. Когда говорят о жертвах этой бойни, многие, в том числе и наши, и зарубежные, СМИ называют цифру 10 тыс. Но что интересно, эта же цифра гуляла по страницам газет и по сайтам и год, и два назад. Только сегодня попадаются чуть «обновленные» данные – иногда 12 тыс., иногда даже 70 тыс. Хотя еще в 2016 году глава Ассоциации улемов (богословов) Йемена Мухаммед Шамсуддин во время визита в Москву называл цифру 227 тыс. убитых и раненых. И эта цифра представляется наиболее правдивой, но теперь эту цифру надо как минимум умножить на два.

 

Для саудовцев привычное дело сначала трусливо «идти в отказ» и только потом под давлением неопровержимых фактов, нехотя и далеко не во всем признаваться. Вроде как бомбили, но слегка промахнулись, ошибочка у них такая вышла. Со стороны саудовцев последовало просто чудовищное с точки зрения морали и нелепое по логике объяснение. Представитель саудовской коалиции Турки Малики назвал его вполне законным, поскольку удар был нацелен против повстанцев-хуситов, запустивших днем ранее баллистическую ракету по саудовскому торговому центру. Получается, ошибки не было. Произошло предумышленное массовое убийство гражданского населения, деяние, которое иначе как военным преступлением не назовешь. И как можно было спутать хуситских ракетчиков со школьниками, если только за штурвалами самолетов не сидели пилоты, с перепугу решившие, что хуситы перевозят свои баллистические ракеты в школьных автобусах.

 

МИД РФ призвал к тщательному и всестороннему расследованию трагических инцидентов 2 и 9 августа и наказанию виновных. Но, думается, наша страна могла бы играть более активную роль в прекращении войны. Тем более что с этой просьбой хуситы обращались лично к Владимиру Путину. Видимо, так и не дождавшись от него ответа, адресовали аналогичную просьбу президенту Франции Эмманюэлю Макрону. В марте этого года Москва осудила обстрелы саудовской территории хуситами. И, наверное, правильно сделала, так как эти обстрелы угрожают и мирному населению королевства. Однако на фоне того, что творят саудовцы в Йемене, это заявление выглядит как не совсем соответствующее реальному положению вещей. Все же нельзя ставить на одну доску агрессора и его жертву. 

 

Равиль Зиннатуллович Мустафин – журналист-международник,

«Независимая газета», 15 августа 2018