Наш кинозал
Примерный текст извинения
Старая прекрасная шутка Андрея Кнышева: мальчик женился на бабушке, чтобы завладеть ее наследством. Когда он умер, все его игрушки достались ей…
Я вспомнил эту шутку в очередной раз, наслаждаясь лицами героев фильма «Свидетели Путина», застигнутых бесстрастной камерой в момент своего торжества, во всем роскошном диапазоне этих победителей 2000-го года, от Юмашева до Павловского…
К этой «победе» (заведомо беззаконной – вспомним 112% голосов, насчитанных Путину в последние два часа голосования, чтобы не допустить второго тура) его привели именно они, «либералы». Никакого Сечина, никаких золотовых, бастрыкиных и чаек в те поры не было на поверхности.
Именно они – недюжинные интеллектуалы с
неисправимым дефектом этики – раскрутили это ничтожество. Они вставили этот
шприц в вену российскому народу, они заключили договор с дьяволом в
самонадеянной надежде, что можно будет проскочить, не заплатив. Что кругом будет
суббота, а у них четверг.
«Умный, а дурак», – говорит про это русская присказка.
Кому-то, как Татьяне Дьяченко и Юмашеву, было уже некуда деваться. У кого-то коготок увяз именно в эту ночь. Случаи, что и говорить, разные, и биографии разные. А едино только одно: бесстыдство. Потому что, кажется, никто из этих «победителей» 2000 года – кроме Бориса Немцова и трагикомического Березовского – так и не извинился за произошедшее.
Речь не о безупречности – кто не шел на компромиссы, и кто не ошибался? Но спустя почти двадцать лет, когда окончательно выяснилась цена той победы – политическая катастрофа России и многие тысячи человеческих жизней, – просто отойти в сторонку с обиженным лицом оскорбленного интеллектуала, на мой вкус, маловато будет!
Вы соучастники, уж извините. Ваше
деятельное раскаяние – как у Немцова, всей оставшейся биографией, – могло бы
выставить тот мартовский эпизод 2000 года именно ошибкой. (Бывает, что честного
человека используют втемную). Но вот незадача: почти все те «честные люди» до
сих пор в доле – при постах и сметах, в элите.
Только – как бы уже не совсем при Путине. Как бы отдельно…
О да, «путинские» теперь – это бастрыкины да сечины, это фуй-фуй, это стыдно, да и токсично, скоро в Европу пускать перестанут. Но кто может запретить приличному человеку быть «государственником» типа чубайс? С благородным отливом стоицизма, но в олигархическом статусе. Кто может запретить человеку быть Кудриным – и совмещать имидж интеллигента со статусом путинского друга и, по совместительству, потешного борца с коррупцией?
Умение критиковать систему, не называя имени ее главного бенефициара, достигло в последние годы небывалой «тонины». Либерализм такой, что в ушах закладывает, а про Путина – ни слова.
Некоторые из персонажей фильма Манского теперь даже в оппозиции. Ну, такой… без крайностей. Чтобы прежние хозяева по злобе не отобрали пайку и не посадили, не говоря о прочем.
Потому что если Путину будет приятно узнать, что тебя убили, – тебя, конечно, убьют. Прямо перед Кремлем и убьют, чтобы еще приятнее было. Зачем такие крайности? Тихо откочевать в сторонку эдаким глебом павловским, подале от ужасов позднего путинизма (который на ранних этапах конструировал лично) – и там, в сторонке, зафиксировать свой новый статус независимого интеллектуала. Это разрешается, чай не Пхеньян.
Ау, интеллектуалы. Никто не просит вас вскрывать вены и уходить в схиму, но вы бы хоть извинились, правда.
Примерный текст такой: мы сожалеем, что так получилось. Мы думали использовать его, а он использовал нас, такая незадача. Мы не хотели интервенций и аннексий, изоляции России, заказных убийств, полицейщины, мракобесия, реабилитации Сталина... Мы тяжело ошиблись. Мы понимаем цену этой ошибки, мы чувствуем свою ответственность и просим нас простить.
UPD
Глеб Павловский публично признавал свою вину за политическую катастрофу – у
Жанны Немцовой и на «Дожде».
Не знал этого – и вынужден извиниться.
Что не отменяет моих оценок, разумеется.
Виктор Шендерович,
Facebook, 3 января
Наш комментарий. Грош цена покаянию Павловского. Потому что не он ушел, уволился, осознав свою вину, осознав, в чем участвовал/соучаствовал (как, например, поступил Андрей Илларионов) – а его уволили, потому что не оправдал возложенного на него высокого поручения, отстоять Януковича в качестве президента Украины во время Оранжевой революции 2004 года. Павловский тогда был заслан Путиным в Украину, Павловский был главным имиджмейкером Януковича и архитектором его предвыборной кампании, и он не справился, и его погнали поганой метлой из кремлевских политтехнологов. И он тут же на лету переобулся и, ударившись оземь, обернулся все про путинский режим понимающим демократом.
Если бы его тогда не погнали, до сих пор бы служил верно, не за страх, а за деньги. И если, случится, позовут опять – не сомневаюсь, побежит как верная собачка служить снова.
Подробнее о Павловском мы писали в прошлом номере «Рубежа». http://www.kasparov.ru/material.php?id=5C07A7938470A§ion_id=4F6086183169F