Сакартвело

 

Имперское хамство добром не кончается

 

Сколько раз твердили миру – народы ненавидят имперскую наглость! Грузины – открытый, добрый народ – ненавидят имперскую наглость!

И если уж ты приехал с делегацией – вот зачем надо было непременно развалиться в кресле спикера парламента? Какая в том имелась необходимость?!
 

Ну, теперь глядите, что сделали! Как говорил один малоприятный деятель, «вы хоть сами поняли, что натворили?»

Но я сейчас не про день сегодняшний. Я – про историю. Про то, что имперская наглость у грузин – издревле не в чести.

 

Насчет истории для школьников РФ – все как-то очень просто. Был Георгиевский трактат, Грузия вошла в состав империи... И проехали. И дальше понеслось.

 

На самом деле, царство Картли-Кахети не утрачивало государственности по Георгиевскому трактату, оно переходило под протекторат, особые договорные отношения. Лишь в 1800 году появился манифест Павла I о присоединении Грузии к России. А дальше получилось, как всегда: кто-то в Грузии торжествовал, а кто-то – противился. В числе последних - и вдовствующая царица Мариам Георгиевна. Из Петербурга был получен приказ удалить из Грузии всех представителей царствующей династии. По всей видимости, после этого царица Мариам стала готовить побег.

 

Выполнять приказ о депортации царицы было поручено генералу Ивану Лазареву. Его солдаты окружили дворец, а сам генерал явился в покои Мариам Георгиевны и потребовал немедленно разбудить детей и вывести во двор.

 

– Дети спят, я не хочу их будить, малыши испугаются. Кто приказал нам покинуть Грузию?

 

– Это приказ главнокомандующего князя Цицианова.

 

– Он недостоин носить это имя, если так относится к своей родне! – вспыхнула царица.

 

Главнокомандующий Цицианов и в самом деле происходил из рода князей Цицишвили, к которому принадлежала и царица.

 

Саперы ошибаются один раз. Имперские переговорщики – иногда тоже. Возмущенный тем, что царица медлит, Лазарев решил ее поторопить по-солдафонски: схватил за ноги и попытался стащить с тахты.

 

Это было последнее, что генерал успел сделать в этой жизни. Рука царицы Мариам, в которой оказался вытащенный из-под подушки кинжал, была точна. Лазарев скончался мгновенно.

 

Любопытную характеристику дал впоследствии Лазареву генерал-лейтенант и автор «Военного словаря» Сергей Александрович Тучков: «Он был довольно храбр, честен и добр, но имел нечто в характере своем, что многим не нравилось. Он был слишком подозрительным, при том не в меру унижал себя перед начальниками, чего взаимно требовал и от подчиненных».
Как представляется, это несколько проясняет причину трагедии...

 

Конечно, царица не имела шансов: она была ранена в последовавшей короткой схватке с адъютантом Лазарева, схвачена и депортирована. Впрочем, вступивший к тому времени на престол Александр I был не слишком жесток: дело кончилось проживанием царицы и ее семьи в женском монастыре в Белгороде с постепенным смягчением режима, а в 1811 году она была освобождена с разрешением проживать в Москве. Где прожила еще очень долго.

 

Но я – именно про генерала Лазарева. Казалось бы, его пример – другим наука: Грузия не терпит неуважения к себе, имперского хамства! Но такое впечатление, что урок – совершенно не впрок. Право же, лучше бы детишкам в России преподавали именно эту историю. Глядишь, и научились бы кое-чему.

 

Егор Седов,

Facebook, 21 июня