Московские протесты

 

Возражения Ирине Бирне

 

У меня была коллега на работе, «большая добрая Наташа», как мы её называли, которая в ответ на речи о коррупции отвечала так: «Не люблю, когда ругают власть; мы бы все на этом месте воровали, только мне клиенты суют шоколадки, а им дарят миллионы». По сути, человек считал себя воровкой, не видел моральной проблемы в коррупции – и не стыдился этого.

 

Когда я читаю в статье Ирины Бирны на Каспаров.ру , что «Навальный будет воровать не меньше Путина, а скорее всего, и больше», – я вспоминаю «большую добрую Наташу» с ее специфическим взглядом на порочную природу человека.

 

Презумпция вины российской либеральной оппозиции (по Ирине Бирне) заключается в ее имперской сути, – как и всей политической нации, которая сто раз может выходить на акции протеста против полицейщины и произвола, но останется тюремщиком народов, нацией воров и насильников.

 

Вы можете сколько угодно разоблачать коррупцию режима в своих ФБК (говорит автор), воевать с полицейщиной, получать свои сроки, штрафы и травмы на акциях, – но вы ничем не лучше полицейской клептократии и этого ОМОНа, который вас сегодня избивает.

 

Вы, господа либеральная оппозиция, – те же воры и насильники, поскольку представляете «интересы выживания» имперской нации в целом, которая иной быть не может. («По обе стороны российской баррикады стояли люди, отягченные одной целью сохранением империи»).

 

После вольного (но точного) изложения статьи Ирины Бирны «N-ый сон Веры Павловны» я хотел бы удивиться двум вещам.

 

Во-первых, удивительной «уместности» выбранного времени. Избитые режимом и цинично лишённые прав люди, готовые выйти завтра с протестом на улицы города, открывая привычный сайт, с удивлением читают, что они (выражаясь словами вождя) «не интеллигенция, не цвет нации, а говно» (как и сама нация). Поскольку их смешной протест выступает за смену тюремной администрации, а не за ликвидацию тюрьмы.

 

С тем же успехом можно пинать Льва Толстого, воевавшего с гос-насилием, попрекая его графством и дворянством, а значит, принадлежностью к сословной, монархической системе, виновной в произволе. Получивший власть Толстой (уж разумеется) стал бы узурпатором почище Николая Кровавого (написала бы в те годы Ирина Бирна), поскольку такова природа имперской власти.

 

Удивительный «историзм», объявляющий порядочных, честных и либеральных людей, возмущённых коррупцией, враньём и насилием, – ворами и насильниками (собственно, «говном») на том «историческом» основании, что действуют и выживают они в конкретных исторических условиях и готовы решать проблемы гниющей империи – поэтапно, а не росчерком пера Ирины Бирны.

 

Любой историк подтвердит, что процесс борьбы за правовые, гуманистические ценности – это школа социального развития. Горький с его «Матерью» (Пелагеей Ниловной) – лучше понимал ценность социальной педагогики, чем Ирина Бирна в наши времена.

 

Сотни тысяч лучших россиян, выходящих в 1991 году защищать свободную Россию от попыток хунты вернуть страну в «совок», – ничего не знали о грядущем «путинизме», имперском ренессансе, оккупации Крыма и войне с Украиной, – но именно они были силами свободы, гарантами прогресса (который, как известно, не линеен). Объяснять этим людям в 91-ом году, что их идеалы свободы, демократии, правового государства – такое же «дерьмо», как и советский режим, довольно подлое занятие (в худшем случае).

 

А в лучшем – глупое. Потому что единственной силой, средой и движением, способным (рано или поздно) покончить с вечным имперским проклятием, – являются сегодня именно эти люди. Им сегодня надо пожелать мужества, сил и удачи. А не вытирать о них ноги – за день до арестов и дубинок.

 

Антиимперский взгляд на вещи обязан быть моральным, умным и историчным, – а не примитивным и подловатым. Иначе это сильно напоминает причитания сказочного героя: «Что воля, что неволя, – всё равно». Что Путин, что Навальный; что Бортников, что Соболь; что ФСБ, что ФБК – один хрен..

 

Интернет-шуточки о том, что «Работа в московском ОМОНе – мечта украинского националиста» – дурно пахнут. Стоит ли глумиться над теми, кто способен войну прекратить?

Если у вас претензии к политической нации, к ее интеллигенции (а это – отдельный вопрос), – бога ради. Но не надо нам цитировать вождей и людоедов, которые готовы смешивать с дерьмом лучших людей страны, – уверяя, что те и другие «стоят друг друга». Это подло и не-исторично.

 

Империя займет свое место на свалке истории – в любом случае. Но лучше бы поддерживать людей на пути к свободе, а не поплевывать в них с высоты идеального «знания». В конечном счете, «интересы выживания» российской нации не связаны с империей (как считает автор), – они в свободном и демократическом развитии.

 

В каких границах и как это будет – история покажет. Но главный ресурс перемен – это люди. Не идеальные, конечно. Но не надо плевать им под ноги.

 

Александр Хоц,

Facebook, 2 августа