Российские юбилеи

 

А надо ли было оттягивать?

(смысл Московского пакта)
 

Знания, усвоенные в школе, особенно не по «своим» предметам, у большинства людей в последующей жизни играют интересную роль – априорной истины. То есть «нечто было так, потому что никак иначе быть не могло», «вода – это аш-два-о» и т. д. Хотя человек, может (будучи кассиром-операционистом в банке) давно уже думать забыл, что такое «аш», что такое «о» и при чем там цифра «два» – но спорить про «аш-два-о» он будет с остервенением. Почему? Потому что это ИСТИНА, а крушения истин никто не любит.

 

Тем не менее вода камень точит, и многие постулаты еще советской школы, благополучно перетекшие и в нынешние учебники, сегодня уже вовсе не кажутся такими уж бесспорными. Вот, например: в эти дни мы все, можно сказать, «празднуем» годовщину со дня подписания – в конце августа 1939 года – знаменитого «Пакта о ненападении» между СССР и гитлеровской Германией. Он же пресловутый «Пакт Молотова-Риббентропа». Как-никак – 80 лет. Юбилей!

Даже не будем сейчас вдаваться в споры насчет самой пикантной детали – «секретных протоколов» к Пакту, согласно которым два хищника – советский и германский – якобы «поделили Европу». Как известно, в начале 90-х эти протоколы в Кремле вроде бы «нашли» (и даже помахали копиями) – а потом так же стремительно опять «потеряли», что позволяет сталинистам всех мастей (особо усердствует тут коллега Кунгуров) яростно доказывать последние 20 лет, что никаких секретных протоколов «на самом деле» не было и всё – клевета и поклёп. Российские архивы – известная «черная дыра», свято хранящая тайны 80-летней давности…

Но даже бог с ними, с протоколами. Обратимся к школьным знаниям, которые вбивали в голову всем советским и постсоветским школьникам (а совшкола, как известно, ни о каких секретных протоколах вообще «понятия не имела»). Что же говорили школьные историки по поводу «Пакта Молотова-Риббентропа»? Вспоминаем! Конечно, они все говорили одно: что подписание этого договора было очень полезным, позитивным шагом. Почему? А потому что «таким образом Советскому Союзу удалось еще хотя бы на 2 года оттянуть начало войны с вооруженной до зубов гитлеровской Германией».

Байки про «удалось выиграть очень важных два года» (подразумевается, благодаря неизбывной мудрости тов. Сталина) с тех пор повторяют все кому не лень, это предполагается чем-то самоочевидным. Мол – а как иначе? Мы же были не готовы! Ведь надо было сформировать корпуса! Наклепать побольше танков и пушек! Советскому Союзу была жизненно необходима передышка! И т.
 д.

И лишь буквально в последние годы отдельные ренегаты-русофобы, тайные наймиты Запада вдруг стали ставить под сомнение бесспорную истину насчет «выигрыша». Вопрос – а так ли уж нужна была эта «передышка» Советскому Союзу? А то и круче: кому в реальности оказалась более выгодна «передышка»?

Если посмотреть под этим углом на основные факты хода ВОВ, то, в общем, сомнений и не остается: по всему выходит, что ЧЕМ ПОЗЖЕ началась бы война Германии с СССР, тем это было бы выгоднее для… Германии, конечно же!

Причина проста и понятна: НЕМЦЫ. На длинной дистанции советская промышленность просто не имела шансов против германской – совсем другая культура производства. В 1939 году германская промышленность только-только начала оправляться от многочисленных «версальских» ограничений, навязанных ей победителями в Первой Мировой. В 1941-м она уже вполне вошла в свой ужасающий рабочий ритм, но пока еще без форсажа – германские предприятия работали в одну (!) смену еще пару лет. И лишь с 1943 немцы взялись за военное производство всерьез и бешено, и то, что они выдавали на гора (под уничтожающими англо-американскими бомбежками!) – просто невероятно.

И – возьмем СССР. На самом деле никаких «двух лет на подготовку» ему вообще не нужно было – все равно не впрок. Невероятные горы вооружений, которые наклепали за это время – танки, пушки, самолеты, стрелковое оружие – все равно по большей части (процентов на 80) было потеряно или попало в руки врага в первые 4 месяца войны – многое, кстати, прямо в заводской смазке, со складов. Стоило ли стараться?

Или, может, за эти два года, с 1939 по 1941, «армию подготовили»? Тоже – какой там! Летом 1941 года против немецкой «армии вторжения» стояло порядка 3,5 млн. бойцов и командиров РККА – по странному совпадению как раз около 3,5 млн. советских воинов по результатам первых 4 месяцев войны оказалось в немецком плену. То есть для противостояния вторжению СССР все равно пришлось уже через 4 месяца войны собирать и учить новую армию – с нуля. Так какой был толк в двухлетней «передышке»? Сдаться в плен можно было и без обучения «военному делу настоящим образом» – в плену оно всё равно без надобности.

Да и не учит никого советская армия, если уж «по чесноку»; издавна в России был принят самый затратный и жестокий вид «обучения» – непосредственно в бою. Кто выжил – тот и молодец, «выучился». То, что два года прошли впустую – естественно, иначе и быть не могло. «Гром не грянет – мужик не перекрестится», – РУССКАЯ поговорка.

Таким образом, всяко выходит, что «пакт Молотова-Риббентропа» есть большой успех именно ГЕРМАНСКОЙ дипломатии. В 1939 вермахт находился еще в практически новорожденном состоянии – с минимумом танков, с необстрелянными не только солдатами, но и генералами, с минимумом ресурсов, с еще не вполне окрепшим боевым духом. То есть – немецкая армия еще находилась на стадии «салаги». Конечно, на той же стадии была и армия Красная, но беда в том, что она из этого состояния и не выходила почти до середины реальной ВОВ. Что ж до военной промышленности – она бы без МАССИРОВАННОЙ помощи США и Англии вообще бы никогда не вышла на по-настоящему рабочий режим.

Броситься на Германию сразу, в 1939 году – это был, наверно, единственный шанс СССР сразиться с немецким фашизмом более-менее на равных, пока он еще не вышел из подросткового возраста. Но этот шанс Сталин упустил, проосторожничал, да прельстился на германские торговые поставки (которые ему щедро пообещал Гитлер).

В итоге уже в 1941 году СССР против Германии был БЕЗ ШАНСОВ вообще. Время было упущено. Если бы не помощь по ленд-лизу (а ее масштаб никак нельзя было предвидеть) – всё бы накрылось уже в 1942 году. Однако и с ней были моменты, когда судьба СССР висела буквально на волоске.

Бездарный стратегический проигрыш советской дипломатии – вот что такое «Московский Пакт» 1939 года. Разменяли на побрякушки стратегическую инициативу.

 

Алексей Рощин,

Livejournal, 23 августа

 

Наш комментарий. Об этом, собственно, писал еще Виктор Суворов в «Ледоколе». Как сегодня уже общеизвестно, Сталин сам планировал напасть на Гитлера. И планировал поначалу на 1942 год. Но потом понял, что в 42-м году СССР будет находиться в худшей позиции, чем в 41-м году. В 1940-м напасть было бы еще лучше, но этот момент уже был упущен, надо было нападать хотя бы в 41-м.

 

И Сталин, по Суворову, собирался напасть в начале июля, кажется, 7-го числа.

 

Но Гитлер напал двумя неделями раньше…