История

 

В Чехии будут судить за коллективизацию

 

Управление документации и расследования преступлений коммунизма Чехии передало в суд материалы, доказывающие вину одного из бывших прокуроров во время коллективизации в Чехословакии в 50-х годах прошлого века. Предложение выдвинуть обвинения против Томаша Липтака, одного из членов комиссии, которая принимала решение о раскулачивании и выселении крестьян во время коллективизации в Чехословакии, было передано в районную прокуратуру города Мельник. Липтак был в числе более чем трехсот человек, принимавших участие в коллективизации, однако он один из немногих, кто остается в живых и может предстать перед судом. Бывшему прокурору сейчас 85 лет.

Томаш Липтак входил в комиссию, занимавшуюся выселением и национализацией имущества. Обвинение против него основывается на рассекреченных архивных материалах службы госбезопасности Чехословакии. В случае если будет принято решение судить бывшего прокурора за превышение полномочий, ему грозит от двух до десяти лет лишения свободы. Ранее в Чехии за участие в коллективизации был осужден бывший председатель Народного комитета Штернберкского района (ныне Оломоуцкий район) Ладислав Накладал, который в 2011 году получил 18 месяцев условно.

По словам Яна Срба из Управления документации и расследования преступлений коммунизма, дела, связанные с коллективизацией в Чехословакии, расследуются с 2007 года, но они практически никогда не передаются в суд, так как большинство обвиняемых уже умерли.

Раскулачивание и принудительное переселение тысяч семей в другие регионы страны в Чехословакии проводилось с 1951 по 1954 годы. После конфискации имущества «кулаки» и члены их семей жили под постоянным наблюдением, им запрещалось выезжать за пределы города или деревни, куда их переселяли. Решения о поражении в правах и конфискации имущества принимались создаваемыми в то время по всей Чехословакии районными комиссиями, в которые входили председатель народного совета, глава местного отделения службы госбезопасности, секретарь местного отделения коммунистической партии, член прокуратуры. Все эти люди сегодня могли бы предстать перед судом за участие в коллективизации, однако, по словам Срба, многие архивные материалы были утеряны и сегодня в Управлении документации и расследования преступлений коммунизма документально подтверждено, что только около 300 человек участвовали в коллективизации на местах. Кроме того, «большинство тех, кто реализовывал решение коммунистического правительства, родились в 20-х годах прошлого века и просто не дожили до того момента, как закончилось расследование их деятельности», – уточняет Срб.

 

Из-за утерянной документации невозможно точно установить, сколько людей в Чехословакии лишились имущества и были вывезены в приграничные области. В одних источниках говорится о двух тысячах семей, в других – о трех-четырех тысячах. «Если обратить внимание на то, что в крупных крестьянских хозяйствах обычно жили вместе два или даже три поколения одной семьи, то есть от пяти до десяти человек, можно говорить о том, что коллективизация коснулась около десяти тысяч человек. Национализация и выселение проводились с целью сломить протест крестьян-собственников, выступавших против вступления в колхозы. Для мелких землевладельцев в деревнях крупные землевладельцы были авторитетом, поэтому речь шла о том, что против коллективизации выступали все владельцы земельных участков», – рассказал в интервью Радио Свобода Ян Срб.

Собравшее материалы дела бывшего прокурора Томаша Липтака
Управление документации и расследования преступлений коммунизма является частью министерства внутренних дел Чехии. Оно было создано в 1995 году. Его основная деятельность – расследование преступлений, совершенных на протяжении 40 лет коммунистического правления в Чехословакии, а также передача в суд документов для начала судебного преследования. С этой целью управление изучает обширные архивы службы госбезопасности Чехословакии, которые были рассекречены после «бархатной революции».

До сих пор в Чехии за политическое преступление, совершенное в то время, когда у власти находилась коммунистическая партия, был осужден только один прокурор. В ноябре 2007 года шесть лет тюремного заключения получила Людмила Брожова-Поледнова, которая во время показательного процесса потребовала смертной казни для правозащитницы и общественного деятеля Милады Гораковой, которая была повешена вместе с другими осужденными по этому делу 27 июня 1950 года. После вынесения ей приговора Брожова-Поледнова обращалась в Европейский суд по правам человека, поскольку считала, что по законам, действовавшим в 50-е годы прошлого века, ее решение нельзя было квалифицировать как преступление. Ее жалоба была отклонена, поскольку в момент процесса над Гораковой прокурор знала, что он был показательным, а Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не может быть применена к тем, кто участвовал в «ликвидации политических оппонентов посредством смертной казни – наказания, которое нарушает право на справедливый процесс и право на жизнь».

Брожова-Поледнова вышла на свободу по амнистии, объявленной бывшим президентом Чехии Вацлавом Клаусом в декабре 2010 года. Свое решение Клаус аргументировал тем, что осужденная находится в преклонном возрасте и отсидела половину срока.

 

Александра Вагнер,

Радио Свобода, 31 мая 2013 г.