Убийство в Берлине

 

Чего захочет Путин? Три сценария после убийства в Тиргартене

 

«После предположительно заказного убийства гражданина Грузии в Берлине правительство Германии выдворило двух дипломатов. Россия угрожает ответными мерами. Обострится ли ситуация?», – задается вопросом немецкое издание Die Welt. Журналист издания Павел Локшин представил три сценария развития российско-германских отношений.

 

Сценарий первый: Россия пойдет навстречу.

 

«На протяжении нескольких месяцев российский президент Владимир Путин, несмотря на периодические выпады, пытается улучшить отношения с Евросоюзом. Прошлый год был для России достаточно тревожным, – пишет Локшин, напоминая о покушении на бывшего российского агента Сергея Скрипаля и последовавшем дипломатическом кризисе, а также о военном конфликте между Россией и Украиной в Керченском проливе. – В сравнении с ним 2019 год был поразительно спокойным. Путин захочет сохранить эту новую динамику, чтобы не отпугнуть Германию как важнейшего партнера России в Европе. К тому же президент Франции Эммануэль Макрон взял курс на сближение с Москвой. (...) В деле об убийстве в Тиргартене Кремль найдет козлов отпущения, и их выдадут Германии».

 

«Так могли бы выглядеть следующие дни и недели, если бы в Кремле сидел миролюбивый двойник кэгэбэшника Путина. Возможности настоящего российского президента ограничены – его собственным политическим стилем и системой правления. (...) Если Россия без колебаний согласится на сотрудничество с Германией, это навредит и без того подпорченной репутации Путина в стране, как в глазах простых граждан, так и его аппарата безопасности. (...) Поэтому в действительности у этого сценария нет шансов. Его вероятность мала», – указывает издание.

 

Сценарий второй: взаимная эскалация.

 

«В России возрастет разочарование немцами, которые ставят на карту устоявшиеся российско-германские отношения из-за пустяка. Мятежные чеченцы и враги подопечного Путина Рамзана Кадырова уже погибали по всему миру, например, в Австрии или ОАЭ. Но это никогда не приводило к негативным последствиям, так зачем сейчас поднимать вокруг этого шумиху?».

 

«Кремль начнет закручивать спираль эскалации. В качестве ответа на высылку двух российских дипломатов собирать чемоданы придется двум сотрудникам немецкого посольства в Москве. Кремль поспешно откажется от участия в саммите по Украине, который пройдет в понедельник в Париже. Одновременно в Госдуме (...) снова зазвучат требования принять меры против немецких СМИ и учреждений культуры из-за их мнимого влияния на российскую политику. (...) В Европе опустеют российские посольства, и будет практически невозможно получить визу в Россию. Москва, в свою очередь, отреагирует новыми высылками, немецкий консульский отдел в Москве больше не сможет рассматривать заявления о выдаче виз».

 

«То, что звучит как крах российско-германских отношений, в действительности не намного вероятнее первого сценария. Ведь ни Германия, ни Россия не заинтересованы в настоящей эскалации. Вероятность данного сценария мала», – полагает Локшин.

 

Сценарий третий: эскалация, не являющаяся таковой

 

«Все будет проходить по привычному образцу: российское правительство сначала многообещающе пригрозит ответными мерами. В итоге Кремль вышлет двух немецких дипломатов и на этом остановится. За несколько дней до встречи в „нормандском формате“ Путин не захочет доводить до точки кипения настроение между двумя странами. Ведь он надеется на нормализацию отношений с европейцами и отмену санкций в случае, если переговоры по Восточной Украине продвинутся вперед. (...) Также и немцы в среднесрочной перспективе откажутся от дальнейших шагов. В отличие от покушения на бывшего российского агента Скрипаля дело об убитом чеченце имеет недостаточный вес для того, чтобы захлопывать окно возможностей в украинском вопросе. Ведь в конце концов на территории Германии не применяли химическое оружие. А президент Франции Эммануэль Макрон, кажется, нацелен на мировую сделку с Россией – ведомство канцлера наверняка не захочет уступать ему дорогу. На это, кажется, надеется и российская сторона. (...) Вероятность такого сценария высока», – констатирует Die Welt.

 

Павел Локшин,

Die Welt, 5 декабря,

в изложении Инопрессы

 

Наш комментарий.

 

Настрой всех публикаций, комментирующих резонансное убийство в Берлине – у России будут серьезные проблемы, серьезно осложнятся ее отношения с Германией, возможны новые санкции… «Международный скандал с далеко идущими последствиями» («Новая газета»), «Если по окончании расследования генеральная прокуратура действительно обвинит в убийстве, совершенном в берлинском района Моабит, российское государство, это может привести к существенному дипломатическому конфликту. Ведь это было бы обвинение в государственном терроризме» (Süddeutsche Zeitung) и тому подобное…

 

Хотите пари? – Ничего не будет.

 

Какие там далеко идущие последствия? Ну и что – государственный терроризм… Вон, посмотрите материал в этом номере на стр. 9, в Великобритании путинский режим осуществил уже несколько десятков актов государственного терроризма, причем, в двух случаях – Литвиненко и Скрипалей – с применением радиоактивных или химических средств, и что? Главное, чем были после каждого такого случая озабочены английские власти – как бы избежать необходимости уличить в государственном терроризме власть российскую.

 

И это Великобритания… А у Германии – тем более кишка против этих серийных убийц тонка.

 

Так что, думается, ближе всего к истине здесь Павел Локшин, написавший в Die Welt, что дело ограничится фиктивной эскалацией и взаимной высылкой двух дипломатов.

 

Пошумят, пошумят – и море опять войдет в прежние берега.

 

Realpolitik, понимаешь…