Параллели истории

 

«Демократический» приход Гитлера к власти

 

30 января 1933 года, канцлером Германии стал Адольф Гитлер. Мир не содрогнулся и вообще не счел это важным событием.

 

Гитлер был четвертым за три года главой правительства Веймарской республики.

 

Либеральная демократия тогда являлась, скорее, исключением. В половине европейских государств, от Москвы до Лиссабона, у власти находились авторитарные режимы разной степени жесткости.

 

Антисемитские высказывания лидера нацистов и разговоры о завоевании жизненного пространства рассматривались как популистская болтовня.

 

На Западе, особенно в англосаксонских странах, было распространено мнение, что после Первой мировой войны с Германией обошлись избыточно сурово, надо в чем-то уступить немцам, чтобы успокоить их самолюбие, и все будет хорошо.

 

До весны 1939 года, когда фюрер, поправ мюнхенские договоренности, захватил остатки Чехословакии и без перерыва принялся предъявлять претензии Польше, в нем видели не вполне системного, но, в общем, цивилизованного политика.

 

Если бы он удовольствовался собиранием земель, населенных этническими немцами, и не устроил Холокост, то, вероятно, правил бы до конца своих дней, как Салазар и Франко.

 

Вместо этого Гитлер сделался архизлодеем вне разрядов, демонической фигурой, по сей день вызывающей такое же любопытство, как Джек-потрошитель, и как водится в подобных случаях, овеянной легендами.

 

Миф-1: Гитлер пришел к власти демократическим путем

 

Об этом часто упоминают, когда хотят подчеркнуть несовершенство демократии.

 

Однако нацисты никогда не завоевывали на выборах большинства. Можно сказать, что Гитлер пришел к власти в соответствии с конституцией – но соблюдал ее ровно четыре недели.

 

После того как в марте 1930 года из-за разногласий по поводу антикризисного бюджета распалась «большая коалиция» в составе Социал-демократической партии, католической Партии центра, Немецкой национальной народной партии, Немецкой демократической партии и Баварской народной партии, в Германии начались политическая нестабильность и министерская чехарда.

 

Сколько ни проводили досрочных выборов, сформировать устойчивое парламентское большинство не удавалось.

 

Пика популярности НСДАП достигла 31 июля 1932 года, набрав 37,2% голосов, но уже на следующих выборах 5 ноября нацисты потеряли около 2 миллионов голосов избирателей. 10 апреля того же года Гитлер проиграл президентские выборы Паулю фон Гинденбургу.

 

«Надежды полностью исчезли», «нет денег, никто не дает в кредит», «мы на последнем издыхании», – писал Геббельс в дневнике в конце 1932 года.

 

«Хуже всего обстояли дела в 1932 году», – спустя 10 лет утверждал Гитлер в одной из застольных бесед.

 

На выборах 5 ноября социал-демократы, коммунисты и Партия центра получили в совокупности половину мест в рейхстаге.

 

Если бы компартия Германии согласилась войти в коалиционное правительство в роли младшего партнера, о премьерстве Гитлера не было бы и речи. Но Сталин, давно заявлявший, что социал-демократы хуже фашистов, запретил немецким коммунистам вступать в коалицию.

 

Взамен партия Эрнста Тельмана выдвинула лозунг всеобщей забастовки в стране, и без того охваченной кризисом и 6-миллионной безработицей. Эта угроза побудила верхушку бизнеса, генералитет и Гинденбурга, прежде не скрывавшего презрения к «ефрейтору», искать «сильной руки». В январе 1933 года глава государства предложил Гитлеру стать рейхсканцлером.

 

«Это почти как сон, как сказка!» – воскликнул Геринг, узнав о полученном Гитлером предложении. (Заметим, точно так и большевики весной 17-го не верили в возможность социалистической революции, а Ленин считал ее делом будущих поколений. – Прим. «Рубежа»).

 

В кабинет меньшинства вошла Национальная народная партия, получившая ключевые портфели.

 

Одновременно Гинденбург назначил на 5 марта 1933 года очередные досрочные выборы, которые еще неизвестно, чем закончились бы. Но 27 февраля, удивительно вовремя для нацистов, случился поджог рейхстага.

 

На следующий день Гитлер, не дожидаясь выводов следствия, публично обвинил в поджоге коммунистов, но нанес удар по всем инакомыслящим.

 

По его требованию Гинденбург без обсуждения в парламенте подписал декреты «О защите народа и государства» и "»Против предательства немецкого народа и происков изменников родины», отменявшие неприкосновенность личности и собственности, свободу собраний, союзов, слова и печати и тайну переписки.

 

За несколько дней власти арестовали около 10 тысяч человек. С 28 февраля штурмовики начали проводить задержания и создали незаконные «дикие» тюрьмы, в которых люди подвергались избиениям и пыткам.

 

Несмотря на атмосферу истерии и запугивания, на выборах 5 марта НСДАП получила лишь 43,91% голосов. 12,32% избирателей поддержали уже запрещенную компартию, но их голоса объявили недействительными, а мандаты волевым решением передали нацистам. Так они впервые добились большинства в рейхстаге.

 

23 марта этот нелегитимный парламент наделил канцлера чрезвычайными полномочиями и правом самостоятельно издавать законы. Во время голосования в зале находились вооруженные штурмовики и эсэсовцы (этакие вежливые немецкие человечки – точно, как во время крымского референдума. – Прим. «Рубежа»).

 

После этого рейхстаг утратил всякое значение, а с 1942 года вообще не собирался. Многие депутаты подверглись арестам и преследованиям, 96 членов рейхстага разных созывов были убиты.

 

31 марта были ликвидированы земельные парламенты, 7 апреля создан институт неизбираемых «имперских наместников», 2 мая запрещены профсоюзы и забастовки, 22 июня – Социал-демократическая партия, 14 июля – все партии, за исключением нацистской.

 

10 мая состоялось первое публичное сожжение книг.

Антиконституционный переворот завершился 2 августа 1934 года, когда в день смерти 86-летнего Гинденбурга Гитлер безо всякого голосования присвоил президентские полномочия и провозгласил себя «фюрером германской нации».

 

Артем Кречетников,

BBC, 30 января 2018 г.,

в сокращении