Связь времён

 

О консуле первом замолвите слово

 

По украинскому календарю 22 декабря отмечается день дипломатического работника. К этой дате в Мюнхене на кладбище Вальдфридхоф состоится торжественная церемония возложения цветов и венков к могиле первого Генерального консула независимой Украины в Мюнхене Василия Оренчука.

 

 

Время, в которое жил и работал этот высокообразованный дипломат, было не только бурным, но и мало предсказуемым. 9 декабря 1917 года Василий Оренчук только приступил к выполнению обязанностей управляющего канцелярией Генерального секретариата международных связей Украинской Народной республики (далее – УНР) в Киеве, а уже 9 (22 по новому стилю) января 1918 года IV Универсалом Центральной рады старая УНР была упразднена и провозглашена государственная самостоятельность новой, независимой от Российской Республики, Украинской Народной Республики. Новую УНР признали Германия, Австро-Венгрия и Италия, а по условиям Брестского мира, и РСФСР.

 

Прошло лишь четыре месяца, и уже в апреле 1918 года в результате государственного переворота генерал-лейтенанта Русской императорской армии, гетмана всея Украины Павла Петровича Скоропадского при поддержке австро-венгерских оккупационных войск, только что созданная  новая УНР была ликвидирована и создана Украинская держава. Тогда же были четко определены три основных направления внешней политики Украинской державы: «установление дружеских отношений со странами Четверного Союза, решение спорных территориальных проблем с соседними государствами, установление дипломатических отношений с нейтральными государствами».

 

Но и это новое государственное образование продержалось неполные 8 месяцев: в декабре 1918 года, после свержения войсками Директории гетмана Петра Скоропадского и его Украинской державы, УНР была воссоздана (однако лишь на части территории, на которую претендовала).

 

 

Украинская делегация в Брест-Литовске, слева направо:

Николай Любинский, Всеволод Голубович, Николай Левицкий, Люссенти, Михаил Полозов и Александр Севрюк

 

Идеальный консул

 

Вот в каких сложных политических условиях пришлось работать Василию Яковичу Оренчуку, заступившему на должность консула Украинской Народной Республики в Мюнхене 15 ноября 1918 года.

 

Его назначение было проведено в соответствии с новым законом самостоятельной Украины относительно полномочий и содержания консульских услуг, утвержденным 5 ноября 1918 года. В соответствии с этим законом, консульство в Мюнхене должно было подчиняться Посольству Украины в Берлине. Компетенция консульства УНР распространялась на тогдашние земли Бавария, Вюртемберг и Баден.

 

Интересно, что почти одновременно с этой датой, а именно 8 ноября 1918 года, после отречения от престола баварского короля Людвига III, Бавария была провозглашена независимой республикой, и её возглавил баварский революционер еврейского происхождения Курт Айснер (1867 – 1919).

 

Как пишет в своем исследовании о Василии Оренчуке доктор исторических наук, профессор кафедры дипломатической и консульской службы Дипломатической академии Министерства иностранных дел Украины Ирина Матяш, посол Украинской державы в Берлине, барон Ф.Р. Штейнгель (Theodor von Steinheil, 1870 – 1946) не видел необходимости в организации консульства в Мюнхене. И только после настоятельных просьб министра иностранных дел Украинской державы Дмитрия Ивановича Дорошенко гетман Павел Скоропадский подписал приказ № 391 о назначении на должность консула Украинской державы в Мюнхене 28-летнего Василия Оренчука.

 

Можно сказать, что этот человек едва ли не идеально подходил для такой должности. Во-первых, он был достаточно осведомлен, поскольку непосредственно перед приездом в Мюнхен занимал должность вице-директора общего департамента международных связей Министерства внешних связей; во вторых, был опытным юристом, так как окончил юридический факультет Венского университета; в третьих, хорошо владел немецким языком.

 

После войны как на войне

 

Только что закончившаяся Первая мировая война изменила общественный порядок и внесла новые проблемы в консульскую деятельность. И эти проблемы предстояло решать крошечному коллективу нового украинского представительства в Мюнхене.

 

В соответствии с упомянутым выше законом от 5 ноября 1918, консульство в Мюнхене должно было включать в себя не более трех человек: самого консула, его секретаря и канцелярского работника. Консулу, как государственному служащему V класса, полагался месячный оклад 15 000 карбованцев; секретарю как государственному служащему VI класса – 9 000 карбованцев; кроме того, в год на содержание консульства выделялось 150 000 карбованцев, в том числе, 10 000 – на аренду помещений для консула и консульства, 4 000 – на канцелярскую мебель, 1 000 – на организацию библиотеки, и так далее.

 

В своем первом распоряжении от 26 ноября 1918 года Василий Оренчук назначил на должность своего секретаря Романа Евгеньевича Громницкого, выпускника консульских куров при  Украинском обществе экономистов.

 

Покупательная способность этих карбованцев была невысока, и консульству приходилось на всем экономить. Особенно трудно решался вопрос с поиском подходящих помещений. Как правильно указывает профессор Ирина Матяш, Мюнхен той поры постепенно превращался из города художников в город предпринимателей и промышленников, а в конце 1918 года он стал ещё и местом сосредоточения немецких войск, вернувшихся с фронтов Первой мировой войны. Много помещений занимали госпиталя и беженцы. Как вспоминает сам Василий Оренчук, «самостоятельно, без посторонней помощи, здесь трудно было найти сколько-нибудь подходящее помещение». И без помощи Министерства иностранных дел Баварии вряд ли удалось бы успешно решить эту проблему. В конце концов, консульство обосновалось в доме № 35/II по Айнмиллерштрассе.

 

После этого состав консульства сразу же приступил к выполнению своих многочисленных обязанностей. Их перечисление – совсем не в порядке важности – заняло бы много места. Основными – на первых порах – были следующие: налаживание деловых контактов с промышленными кругами Баварской республики для организации товарооборота межу Украинской державой и Баварией, и  помощь многочисленным украинским военнопленным.

 

Здесь следует отметить, что работу консульства в моральном отношении осложняло отсутствие официального подтверждения полномочий от нового украинского правительства. В конце концов, 8 января 1919 года кабинет министров Баварии признал доктора Василия Оренчука представителем Украины. А Немецко-украинское товарищество в Мюнхене («Deutsch-Ukrainischer Wirtschaftsverband») по этому поводу прислало Оренчуку приветственную грамоту. Украинское консульство признали и находящиеся в Мюнхене консульские представители других стран Европы. По этим причинам можно считать консульство Украины полноправным учреждением международного статуса.

 

Проблемы и успехи

 

Консул Василий Оренчук, секретарь Роман Громницкий вместе с канцеляристом Владиславом Вельцем налаживали контакты с местными властями и организациями, вели переговоры с представителями промышленных кругов, принимали граждан, заверяли документы, изготавливали паспорта и тому подобное. Особенно большой объём работы был связан с помощью украинским военнопленным. Оренчуку удалось добиться освобождения из концентрационных лагерей случайно попавших туда гражданских лиц украинского происхождения, вывезенных в Германию ещё во время гетманщины. Ему удалось договориться с австрийским консульством в Мюнхене о беспрепятственном проезде этих граждан через территорию Австрии в Украину.

 

Совместно с Посольством УНР в Берлине Оренчук добивался организации «чисто украинских лагерей для военнопленных».

 

Критическая ситуация в Мюнхене в  связи с убийством 21 февраля 1919 года Курта Айснера, майский 1919 года «белый террор» против Баварской республики, убийство нового премьер-министра баварской республики Эрнста Толлера на некоторое время парализовали работу украинского консульства в Мюнхене. И все же большому количеству украинских военнопленных с помощью Оренчука удалось вырваться из концентрационных лагерей и выехать за пределы Германии, избежав тем самым жестоких репрессий.

 

Поданная Василием Оренчуком нота протеста против репрессий украинских граждан, поддержанная послом УНР в Германии Николаем Владимировичем Поршем, имела положительный эффект: многих украинских граждан выпустили из концентрационных лагерей и они получили разрешение на проживание в Баварии. Вот почему до сих пор так сильна украинская диаспора в Мюнхене.

 

Решением Министерства внешних связей Украинской Народной республики (УНР) от 1 мая 1919 года консульство в Баварии было переименовано в Генеральное консульство УНР в Мюнхене.  Это ещё более усилило работу консульства.

 

Василий Оренчук проводил свою четкую программу по вопросу оживления торговых соглашений. Везде, где он выступал, он утверждал, что получение немецких инвестиций в украинскую экономику  возможно лишь в том случае, если украинский рынок будет находиться в украинских руках. С такой позицией Оренчука были согласны заместитель министра иностранных дел Баварии доктор Бенно Меркле (Benno Merkle) и руководитель Торгового отдела Министерства иностранных дел Украины доктор Линдрен.

 

С их помощью начались переговоры об организации в Мюнхене представительной выставки товаров и продукции украинского производства, обсуждалась возможность перевозки в Германию украинских товаров по Дунаю, организация в Мюнхене немецко-украинского банка как посредника будущей торговли между двумя странами.

 

Работа в новых условиях

 

Однако в связи с установлением Веймарской Республики 31 июля 1919 года  Бавария потеряла часть своих суверенных прав. И это сказалось на развитии баварско-украинских торговых связей. К тому же по новой украинской конституции все дипломатические функции стали прерогативой исключительно Посольства УНР в Берлине. Поэтому Бавария, по словам самого Оренчука, «заняла выжидательную политику в украинском деле».

 

В то же время отношение правительственных чиновников в Баварии к Василию Оренчуку не поменялось. Его по-прежнему принимали в своих кабинетах высшие чины политической элиты, оказывали помощь и поддержку. А он сам начал активную публицистическую деятельность с целью пропаганды возможностей украинской экономики. Так, в «Известиях» № 7 от 1 октября 1919 года «Deutsch-Ukrainischer Wirtschaftsverband» была опубликована его статья «Значение украинских гаваней»; в № 15 от 26 января 1920 года вышла статья «Пивной промысел на Украине». Эти материалы сразу же были перепечатаны многими немецкими и зарубежными изданиями.

 

1 октября 1919 года Василия Оренчука официально назначили секретарем Чрезвычайной дипломатической миссии в Швеции. Но он подал ходатайство с просьбой оставить его в Мюнхене. Среди причин Оренчук называл недавнее рождение ребенка и болезнь жены. Кроме того, перевод в Швецию означал также понижение в классе государственного служащего и, соответственно, ухудшение и без того сложного материального положения Генерального консула. Его ходатайство было рассмотрено и 30 октября 1919 года удовлетворено: Василий Оренчук остался в Мюнхене. А посол УНР в Берлине выделил для мюнхенского консульства 10 000 марок. Правда, секретарь Роман Громницкий был переведен на должность канцеляриста, а канцелярист Владислав Вельц уволен.

 

В начале января 1920 года было подписано соглашение между Советской Россией и Баварией об отправке на родину российских военнопленных. Оренчук предпринял все возможные шаги, чтобы воспрепятствовать такой отправке для украинских военнопленных, не желавших этого. В результате более 200 военнопленных украинцев были освобождены от отправки в Россию.

 

В июне 1921 года забрезжила надежда на реализацию обговоренного ранее украинско-немецкого торгового консорциума. Однако Оренчук понял, что баварские промышленные круги все более поворачиваются лицом к Советской России. Рапалльский договор между РСФСР и Веймарской республикой о восстановлении между ними дипломатических отношений и урегулировании всех спорных вопросов, заключённый 16 апреля 1922 года во время Генуэзской конференции, только усилил такие тенденции.

 

Василий Оренчук написал и опубликовал несколько острых статей, предупреждавших немецких промышленников о негативных последствиях дружбы с Советской Россией. В середине декабря 1922 года он принял участие в неделе украинознания, организованного по инициативе Высшей технической школы в Шарлоттенбурге и Немецко-украинского товарищества в Берлине. В программе докладов были, например, «Нiмеччина i Україна» доктора П.Рорбаха, «Україна, край i народ» доктора З. Кузеля; «Культурный розвиток України» професора Б.Лепкого; «Зразки української поезiї в нiмецьких переспiвах» Ф. Кайздера, «Українське сiльске господарство» Василия Оренчука и другие.

 

Но это был уже заключительный аккорд его консульской и общественной деятельности. В результате признания Германией «Советской Украины» работа Генерального консульства УНР в Мюнхене была официально прекращена 21 декабря 1922 года.

 

Пятилетний юбилей независимости Украины он хотел отметить в торжественной обстановке, пригласить представителей баварской элиты, но на это не было достаточно средств. Василий Оренчук скромно отметил важную для себя дату в узком кругу друзей.

 

Он просил перевести его на консульскую работу в Великобританию, но ответа на свой запрос не получил.

 

Во времена нацизма

 

По данным брошюры доктора Грегора Прокопчука «Ukrainer in München» (1958), с момента занятия должности украинского консула в Мюнхене и вплоть до захвата власти Адольфом Гитлером Василий Оренчук опубликовал около 70 статей  в разных газетах и журналах на украинском и немецком языках.

 

Уйдя с дипломатической службы, Василий Оренчук совершил непродолжительную поездку по Европе и в 1923 году вернулся в Мюнхен. Здесь он (по данным указанной выше брошюры) в 1928 году основал фирму по экспорту и импорту (такую информацию подтвердила, в частности, вышедшая в Канаде на английском языке «Украинская энциклопедия», том III, стр.706).

 

В соответствии с документом городского архива Мюнхена, с 1926 года Василий Оренчук платил налоги за предпринимательскую (в частности, Immobillien) деятельность, и в это время он вместе с женой Верой и сыном Борисом проживал по адресу Goethestr. 26 (3 этаж). В меру своих финансовых возможностей Оренчук всегда помогал украинским обществам и организациям.

 

В Станиславе (ныне – Ивано-Франковск) в газете «Самостiйна Україна» от 10 июля 1941 года был опубликован «Акт оглашения Украинской державы», принятый Союзом украинских националистов 30 июня 1941 года, то есть, через одну неделю после нападения фашистской Германии на Советский Союз. В этом «Акте» Союз украинских националистов прославлял заслуги Степана Бендеры и провозглашал сотрудничество с «национал-социалистической Великой Германией». Ни в городском архиве Мюнхена, ни в архиве Украинского вольного университета, где имеются достаточно обширные материалы касательно деятельности Василия Оренчука, мы не нашли ни одного документа о поддержке деятельности Степана Бендеры Василием Оренчуком.

 

Он занимался делами своей фирмы и считался при третьем рейхе, а также в Федеративной Республике Германия одним из самых компетентных экспертов по торговле. Последним адресом бывшего дипломата в Мюнхене был Lucile-Grahn-Straße 46.

 

Уважение к памяти

 

Василий Оренчук умер 9 марта 1958 года и похоронен на кладбище «Вальдфридхоф». Плита на его могиле была оформлена по чертежам сына Бориса. Могила сохранялась приблизительно до 1996 года. В 2018 году с помощью сотрудников Генерального консульства Украины в Мюнхене и родственников из села Стояново Радеховского района Львовской области Украины, где появился на свет Василий Оренчук, была найдена его могила и по сохранившимся чертежам восстановлен надгробный памятник.

 

В марте 2018 года на доме № 35/II по Айнмиллерштрассе в присутствии Генерального консула Украины Юрия Ярмилко, консулов Ирины Шум, Дмитрия Шевченко и других сотрудников Генерального консульства Украины в Мюнхене была установлена мемориальная доска в память о пребывании в этом здании первого украинского консульства со следующим текстом: «У 1919-1923 рр. у цій будівлі розміщувалося Консульство Української Народної Республіки під керівництвом Василя Оренчука».

 

А в марте 2018 года в Мюнхене с участием большой делегации украинских деятелей состоялось празднование 100-летних отношений Украины и Баварии.

 

Жаль лишь, что в многотомной «Энциклопедии истории Украины» (Киев, Наукова думка, 2010) не нашлось места даже для  короткого сообщения об этом человеке.

 

Виктор Фишман