Гайдаровские страсти

 

Сопоставимые фигуры

 

Почти сошлись две трагические даты. Сегодня – тридцать лет со дня смерти академика Андрея Дмитриевича Сахарова, а послезавтра – десять лет со дня кончины Егора Гайдара. Казалось бы, трудно найти двух столь разных людей. Разные поколения, разные темпераменты, разные сферы научных интересов… И, тем не менее, меня не оставляет ощущение, что судьбы их схожи. Схожи Сахаров и Гайдар своим одиночеством. Одиночеством политическим.

Положение Сахарова хорошо отражается этой знаменитой фотографией. Трижды герой социалистического труда, лауреат сталинской и ленинской премий не хотел вставать под советский гимн, поскольку это был гимн не народа, а тоталитарного государства. Однако, народ-то запросто вставал, поскольку в этическом плане мы все примерно также отставали от Сахарова, как в области физики.

После Гайдара не осталось, насколько я знаю, столь характерного фото. Но суть проблемы схожа у него и у Сахарова. Гайдар делал то, что обрекало на одиночество и даже ненависть, поскольку суть реформ основная масса населения понять не могла. Конечно, рынок – это не термоядерная реакция. Можно прочесть пару десятков книг и понять всю сложность перехода к рынку в стране с предельно искаженной структурой экономики, оставшейся от Сталина, и с огромной массой «пустых» денег, напечатанных при Горбачеве. Но слишком мало людей имеет время и желание в этих сложностях разбираться. Зато слишком много людей хочет видеть мир простым и считать, что в наших трудностях виноваты враги – Сахаров, Гайдар и другие люди, имевшие смелость не сливаться с массой и поступать по-своему.

Правда, пытаться писать о сложности мира (даже простым языком) все равно, что грести против течения. Все равно сносит обратно. Но, как говорил Гайдар (эту фразу он называл своим девизом), «делай, что должно, и будь, что будет».

 

Дмитрий Травин,

Facebook, 14 декабря