Российские будни

 

Милитаризм для юношества

 

«Самое оживленное движение часто наблюдается в тупиках истории».

 

Арнольд Тойнби, британский философ

 

Помните любимую повесть советской детворы «Тимур и его команда»? Вопрос, разумеется, риторический! Книга стала в свое время образцом для подражания всех сознательных советских подростков, намеревавшихся, как и ее герои, объединяться для оказания помощи людям, нуждающимся в ней. Цель, по нынешним меркам более, чем благородная, увы, не вызывает сегодня у российских детей высоких нравственных порывов! На фоне главных интересов кремлевской власти личные инициативы подростков (если таковые вообще появляются!) вряд ли способны быть примером для всеобщего подражания!

 

И здесь взрослые дяди твердо выдерживают определенный курс! Востребованными сегодня оказываются не человеческое участие и сострадание, а воинствующий патриотизм в грубой пропагандистской оболочке. Выражаясь прямолинейно, «Тимуром можешь ты не быть, но патриотом быть обязан!» В то время как герои Гайдара тайно помогали пожилым людям и членам семей красноармейцев, сегодняшних юных патриотов учат, к примеру, тому, как разгонять демонстрации мирно протестующих граждан (см. ст. «Безумные игрушки», «Рубеж» № 4, 2019) Как говорится, почувствуйте разницу! Не исключено, что в недалеком будущем, некоторые из них, усыпив собственную совесть, будут запихивать в полицейскую машину какую-нибудь маму с маленькой дочкой, как это недавно имело место в Ликино-Дулево Московской области, где протестующих против строительства нового мусорного полигона избивали дубинками.

 

За истекшее пятилетие истерический патриотизм, насаждаемый государством, перешел в стране почти за черту разума. Последний штрих на этом фоне – интенсивно раскручиваемый детский милитаризм. Как пишет во «Frankfurter Algemeine Zeitung» от 25 марта 2019г немецкая журналистка Керстин Хольм: «В путинской России все больше молодых людей хотят стать блюстителями порядка. Но работа, которая их ждет в полиции или службе исполнения наказания. – не для нежных созданий».

 

Минуло четыре года с момента возникновения так называемой «Юнармии», детского военно-патриотического движения, создание которого инициировал российский министр обороны Сергей Шойгу.

 

В настоящее время по некоторым оценкам оно объединяет в своих рядах около 300 000 детей и подростков от 8 до 18 лет. Как заявляет один из руководителей объединения Роман Романенко, к 9 мая 2020 года в его рядах должно уже числиться до миллиона детей, и этом нет ничего удивительного.

 

Сегодня в школы хотят вернуть начальную военную подготовку (НВП). Идея, предложенная Путиным еще в 2010 году, уже не встречает особого сопротивления. Сборка и разборка автомата Калашникова на время и с завязанными глазами, изучение особенностей отравляющих газов и устройства противогаза, муштра во дворе школы, медподготовка, метание гранат – все это может быть воспроизведено в полном объеме советской школы прежнего образца, где НВП прочно прописалась с 1968 года как полноценный учебный предмет (в 1998 году – отменен!).

 

Эту идею сегодня активно пробивает в Совете Федерации председатель комитета по обороне и безопасности Герой России Виктор Бондарев. В марте этого года он настойчиво убеждал главу Минпроса Ольгу Васильеву вернуть НВП в школы, чтобы «воспитать защитников родины и дать детям элементарные навыки обращения с оружием». Истерическое (и одновременно-историческое!) обращение к министру попало в прессу: «Поймите, это надо вводить сейчас. Ребенок боится автомата, ребенок не знает, что такое граната, как ее кидать. Ради бога, это надо сделать. Сделайте это как женщина!!!»

 

Все это, считают эксперты, в том числе, последние инициативы о расширении «Юнармии», введении в школах НВП отлично укладываются в общий тренд на милитаризацию, поиск врагов и завинчивание гаек. Комментируя подобные нововведения, политолог Аббас Галямов прямо заявляет: «Вся эта милитаризация вообще выглядит довольно смешной, потому что явно не отвечает потребностям эпохи... Оборонное сознание никуда не исчезло». Ему вторит также политолог Константин Калачев: «Идеальное новое поколение – это шагающие маршем в едином строю лояльные власти юнармейцы. Но получается плохо. Поскольку, как и все остальное, это всего лишь имитация, форма без содержания» (gazeta.ru).

 

Массовая российская школа уже давно переориентировалась на патриотизм и всеобщую милитаризацию. Несть числа всевозможным милитаристским забавам, которые спешно внедряются в учебно-воспитательный процесс. Сообщения об этом поступают с разных мест. Недавно ( в мае этого года) в Светлогорске прошел финал военно-спортивной игры «Юные патриоты России». В программе все те же военно-прикладные умения и навыки, о которых шла речь выше, плюс самая оголтелая патриотическая «накачка», без которой не обходится уже ни одно мероприятие подобного рода.

 

Еще в феврале 2018 года информационный портал Екатеринбурга сообщал, что так называемыми «патриотическими мероприятиями» охвачено более ста тысяч юных екатеринбуржцев. В городе создано 250 патриотических объединений детей, функционирует 23 военно-патриотических клуба. Программу военно-спортивной подготовки успешно прошли 15 154 подростка.

 

Не отстает от Екатеринбурга и Иркутская область, в частности, ее Чунский район. Февраль здесь (как, впрочем, и в прежней советской школе) объявлен традиционным месячником оборонно-массового и военно-патриотического воспитания. Для учащихся начальных классов предусмотрена новая патриотическая «изюминка» – военно-спортивная эстафета «От рядового до генерала». Участникам нужно было показать элементы строевой подготовки, пройти эстафеты «Минное поле», «Партизаны», «Дот». Об этом сообщается в заметке «Дисциплина и патриотизм – с юных лет» на сайте района.

http://chuna.irkobl.ru/news/detail.php?ID=37517

 

Вновь обрела прописку в структуре военно-патриотического воспитания игра «Зарница», знакомая с советских времен. Самое активное участие в организации игры здесь принимает Росгвардия. Так, в Волгограде и области участие в игре приняли 12 команд и военно-спортивных клубов. Победителей здесь определяли в номинациях «Меткий стрелок», «Отличный сапер», «За волю в победе», «Лучшая среди девушек».

 

Сегодняшняя молодая поросль юных российских патриотов всерьез думает над тем, как одержать победу в будущей кибервойне, элементы которой специальные подразделения российской армии и разведорганы уже давно практикуют в киберпространстве (примеры хорошо известны). Пока же юные компьютерщики оттачивают свои умения в киберспорте. Не так давно, к примеру, в игровом комплексе «Патриот» военно-патриотического парка культуры и отдыха ВС РФ между командами юнармейцев состоялись нешуточные онлайн-киберсражения, посвященные боевой авиации, бронетехнике и флоту Второй мировой войны – «War Thunder». На виртуальных полях воспроизводились сражения в районе Волоколамска, на холмах Карпат, руинах Берлина. Наверняка после подобных игр юные дарования вынесут полную уверенность в том, что реальное сражение – это, в принципе, штука «познавательная и увлекательная», как и сама игра, а смерть лишь временное приостановка действия.

 

Ну, и наконец, чтобы сделать юнармейское движение более привлекательным в глазах самих подростков и их родителей, членам объединения пообещали добавлять баллы по результатам ЕГЭ в выпускных классах школы, что даст им преимущества при поступлении в вузы. Все это уже давно апробировано в стенах старой советской школы, когда школьникам-спортсменам, едва осваивавшим школьную программу, выдавались блестящие характеристики для поступления в вузы, что позволяло последним оставлять за бортом действительно достойных претендентов на получение студенческих билетов. В самих же вузах подобных студентов почти не встречали на лекциях и семинарах, а их кураторы с зачетными книжками в руках уверенно обходили преподавателей и профессоров кафедр, собирая для своих подопечных зачеты и необходимые оценки.

 

Отметим еще один важный аспект. Детский психолог Ольга Мараховская считает, что у муштры и навязывания ходить строем как критерия лояльности власти (речь конечно же о юнармейцах) есть и обратная сторона. Гиперконтроль и дрессировка порождают высокий уровень агрессии у подростков, который, несомненно, будет неуклонно возрастать. Как это в целом скажется впоследствии на атмосфере в обществе, известно уже заранее. А кризисный и клинический психолог Мария Зеленова, работающая с детьми дошкольного возраста, полагает, что участие детей до семилетнего возраста в праздниках, приуроченных ко Дню Победы, связано с «романтизацией и украшательством войны». По сути же, это можно назвать хорошо замаскированным развратом детских душ. Мнение психолога однозначно: «Лучше праздновать все-таки жизнь, победу и окончание войны. И ни в коем случае не делать это в военной форме, которая является атрибутикой смерти. Очень важно, чтобы дети это осознали, ведь война – это кровь и боль, а не праздник». (К.Меркурьева «В России прошли парады «дошкольных войск», «Эхо России», 8.05.2019).

 

Жаркий сквозняк милитаризма хорошо ощутим сегодня на всех необъятных российских просторах. И хотя российский оборонный бюджет вряд ли способен побороться на равных с американским, зато юношеский патриотизм в России бьет ключом! Пропагандистское промывание юных мозгов служит здесь главным ключом к успеху. Одним словом, «Так победим!»

 

Александр Малкин