Турецкий гамбит

 

Атака дронов

 

На 5 марта назначены переговоры российского и турецкого президентов, результаты которых должны если не урегулировать, то хотя бы стабилизировать ситуацию вокруг сирийской провинции Идлиб. Судя по всему, турецкие и российские войска там находятся на грани боестолкновения. Обе стороны решительно отвергают такую возможность, но при этом не упускают случая, чтобы обвинить друг друга в обострении.

 

Только что представитель отечественного военного ведомства генерал Конашенков поведал, что «наблюдательные посты турецкой армии находились в местах концентрации боевиков и полностью срослись с ними». Что должно объяснить, очевидно, удары армии Асада, которые привели к гибели четырех десятков турецких солдат. В ответ турки начали операцию «Весенний щит», в ходе которой обеспечивали авиационную и артиллерийскую поддержку вооруженным отрядам оппозиции (Москва и Дамаск именуют их террористами). Ожесточенные бои развернулись сейчас, насколько можно понять, вокруг города Саракиб, который несколько раз переходил из рук в руки. Судя по всему, боевые действия в окрестностях города не прекратились даже тогда, когда туда вошли подразделения российской военной полиции. Более-менее понятно, что к переговорам Эрдоган хочет подойти с ощутимыми военными победами. Чтобы поставить «контрпартнера» перед свершившимся фактом.

 

И тут турецким военным удалось удивить российских коллег. Не секрет, что успехи воинства Асада в первую очередь объяснялись полным господством российской авиации над Идлибом. Положение решительно изменилось, когда турки массированно использовали свои ударные беспилотники. Анкара заявила о сотнях уничтоженных сирийских солдат, десятках танков, самоходных гаубиц и других артиллерийских установок. Эти заявления были подтверждены многочисленными видеосъемками, широко распространяемыми в социальных сетях. Сирийская армия, еще недавно уверенно наступавшая, стала покидать занятые населенные пункты.

 

Все четыре с лишним года, пока осуществляется российская военная операция в Сирии, наши начальники с поразительной откровенностью и нескрываемым удовольствием рассуждали о том, как это здорово, что вдали от Родины отечественные военные набираются боевого опыта, что там проходит обкатку наша военная техника, которая по своим тактико-техническим характеристикам превосходит все мыслимые зарубежные аналоги.

 

Даже если не касаться моральных аспектов (чужая страна, где идет гражданская война, рассматривается как полигон для военных упражнений), эти заявления поражали своей, мягко сказать, неадекватностью. Ну, о каком «передовом военном опыте» могла идти речь, когда противник обладал в минимальных количествах тяжелыми вооружениями и вовсе не имел средств противовоздушной обороны. Единственное, что требовалось от военных – это не нанести ущерб себе и технике (вспомним о двух утопленных истребителях с «Адмирала Кузнецова»).

 

А вот Турция действительно продемонстрировала нечто новое. Подозреваю, что впервые в истории ударные беспилотники были массированно применены в ходе общевойсковых боев против регулярной армии. И применены чрезвычайно успешно. Выяснилось, что Турции удалось то, что никак не удается России. А именно: разработать и начать серийное производство боевых дронов.

 

А что же российские военные, которые долгие годы намекали, что оказывают существенную помощь асадовским военным в планировании и осуществлении военных операций? Ведь именно их Путин регулярно награждает геройскими звездами. Прежде всего отметим, что разведка прошляпила готовившееся применение беспилотников. Кроме того, по крайней мере на первом этапе операции никакого противодействия со стороны ПВО оказано не было вовсе.

 

Хорошо, если дело в том, что опьяненные победами асадовские военачальники и российские советники просто не озаботились противовоздушным прикрытием, а основные силы ПВО находятся на границе с Израилем. Но как тогда объяснить съемки разбитых «Шилок» и даже уничтожение комплекса ПВО «Панцирь»? В прессе распространяется версия о том, что турки использовали свою систему постановки помех и им удалось подавить произведенные в России средства противовоздушной обороны (опять же, как не вспомнить доклады Шойгу о том, что российским спецам удалось так модернизировать сирийскую ПВО, что она как нечего делать сбивает американские «Томагавки»).

 

Впрочем, в последние дни сообщалось и об уничтожении трех или четырех турецких беспилотников. Российские эксперты намекают, что два из них уничтожены после активации новейшей российской системы РЭБ «Красуха-4». Но даже если это и так, то это не отменяет факта успешного применения противной стороной беспилотников. Как и того факта, что эти самые беспилотники, которые явно в скором времени станут важнейшим средством конвенциональной войны, у России отсутствуют как данность. Вот гиперзвуковые боеголовки, чтобы сжечь всю планету, есть. А беспилотников нет.

 

Александр Гольц,

«Ежедневный журнла», 5 марта

 

Послесловие от «Рубежа». 5 марта в Москве состоялась встреча президентов Путина и Эрдогана, которая продлилась 6 часов. Результат этой встречи: президенты договорились об очередном прекращении огня – с нуля часов 6 марта. У нас, собственно, комментарий к этому событию один: эта песня хороша…