Американские протесты

 

Свободия

 

Либерия, как известно, это – Свободия. Милое филантропское начинание – не только освободим чернокожих рабов, но и дадим им свое государство!

 

Но, как почти во всех филантропских начинаниях, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Да, освобожденные чернокожие рабы переселились в Африку. И таки создали свое государство с флагом, напоминающим американский. И все было бы хорошо... Но они были чужды Африке. И этой земле, на которой, вообще-то, жили местные народы. Но они-то, пришедшие – носители высокой цивилизации и костюмов европейско-американского покроя! А тут – какие-то племена. А что, если они поработают на цивилизованных?

 

Так постепенно и создалась фактически рабовладельческая республика. Где чернокожие использовали принудительный труд других чернокожих.

 

И чем это принципиально отличалось от рабовладения в США? Да только одним: рабовладение в Свободии пережило Гражданскую войну в США и перешагнуло в ХХ век.

 

Вот тогда и появился в либерийской политике человек с заглавного фото – Чарльз Кинг, юрист, министр юстиции, избранный в 1920-м президентом.

Ничем хорошим его деятельность не отличалась. Государство влезло в крупные долги.

 

Вот он-то и устроил в 1927 году свое переизбрание, вошедшее в Книгу рекордов Гиннеса.

 

Официально было зарегистрировано 15 тысяч избирателей. А голосов, поданных за Кинга, оказалось в итоге 243 000. Не знаю, использовалась ли в ходе «выборов» магия вуду, но без какого-то волшебства такие результаты явно получиться не могли.

 

Противник Кинга получил вполне нормальное число голосов – 9000. Вероятно, столько голосов и было отдано за довольно популярного в Либерии «американца», инженера и бывшего столичного мэра, который впервые в стране провел электричество и телефонную связь.

 

И ведь Кинг переизбрался! И все было бы у него неплохо, когда бы на результаты выборов, а заодно и на продажи рабов на плантации не обратила внимание мировая общественность. То, что творилось, было как-то слишком даже для межвоенного времени.

 

Разразился скандал. Лига наций создала специальную комиссию по расследованию фактов работорговли, которая рекомендовала поставить Либерию под внешнее управление. Оказалось, что в работорговле замешан и президент Кинг самолично.

США разорвали дипломатические отношения со «Свободией».

И только тогда Чарльзу Кингу пришлось с позором уйти в отставку.

 

Однако его партия, «партия истинных вигов» (разумеется, «американская») продолжала оставаться у власти еще очень долго.

Кончилось такая фактическая однопартийность печально: в 1980-м сержант одной из коренных национальностей устроил вместе со своей «стаей товарищей» госпереворот, президент был убит, его министры – казнены.

Беда для сержанта заключалась в том, что коренных-то народов там много, а он установил этнократию «своих». Что очень сильно не понравилось остальным, в итоге началось восстание, сержанта зверски убили... а затем устроили собственные разборки – многосерийную гражданскую войну.

 

Так вот и кончаются филантропские мечтания. Вывезти рабов из рабства довольно просто. Вывести из них рабовладение – значительно трудней.

 

Егор Седов,

Facebook, 30 июня