Беларусь
О статье Лилии Шевцовой. В части, касающейся белорусских протестов. Автор пытается убедить читателей, что зря «плакальщики по революции» советовали белорусам перевести протест на рельсы Майдана, что, хотя белорусская революция и не достигла сейчас своей цели – свержения диктатора, но это неверно, что «все бессмысленно; мирный протест не может победить и себя дискредитирует. Революция без насилия и жертв со стороны протестующих обречена».
«Но значит ли это, что оба протеста были бессмысленны? – спрашивает Шевцова и отвечает. – Все гораздо сложнее.»
Ну, конечно, сложнее!
Конечно, даже «при затухании эти протесты … являются беспрецедентным событием. Они подрывают жизнеспособность правящих систем. Они формируют социальную и культурную среду будущего общественного подъема».
Конечно, «Лукашенко проиграл все: репутацию, свою роль в национальной истории, влияние на страну, личную безопасность».
И из всего выше перечисленного – ну и что? – Ведь главное вот это, сама Лилия Шевцова и пишет: «Лукашенко сохранил власть». Еще раз, жирно и заглавными буквами:
«ЛУКАШЕНКО СОХРАНИЛ ВЛАСТЬ»
Ну и что ему из того, что он «проиграл все»? Что ему из того, что это «власть над страной, которая тебя ненавидит?!» Что ему из того, что эту власть «нужно утверждать подпольно?» – А ему как с гуся вода! Как мы знаем, хоть и подпольно – но утвердил! Главное, что он не проиграл – он не проиграл власть, и эта власть вполне еще может продержаться довольно долго. Особенно если Путин не бросит на произвол судьбы.
Конечно, протест белорусов не бессмыслен, но – на далекую перспективу. А ведь могло сложиться по другому.
Основное впечатление от этой статьи Лилии Шевцовой: она пытается убедить нас, что спетый ею 14 августа, вскоре после выборов, реквием по Лукашенко и его режиму в статье с ликующим названием «Игра закончена. Он проиграл!» не был преждевременен, что ее вывод о проигрыше Лукашенко – «Он проиграл. И, кажется, он это понял» – не был скороспелым, что она не попала пальцем в небо, а так оно почти что и есть. Ну, или в скором времени будет.
Вышло не очень убедительно. Точнее, совсем не убедительно.
Поскольку можно сколь угодно долго убеждать себя и публику в том, что все было не напрасно и дело сопротивления тирану живет, но это никоим образом не отменяет того факта, что у белорусов, если б они избрали другую, не столь мирную тактику – непротивление злу насилием, на зверства лукашенковских опричников подставляй другую щеку – была реальная возможность свергнуть тиранический режим Лукашенко, а они его упустили.
Если бы украинцы в период Майдана ограничились тем, что мирно и строем ходили бы по Крещатику и только и делали, что подставляли «беркутовцам» другую щеку, то мы по сегодня утешались бы тем, что затухший или, скорее, разгромленный силовиками украинский протест не был бессмысленным. И уговаривали себя, что он является «беспрецедентным событием. Он подрывают жизнеспособность правящих систем. Он формирует социальную и культурную среду будущего общественного подъема», а Янукович «проиграл все: репутацию, свою роль в национальной истории, влияние на страну, личную безопасность». Но «проигравший» Виктор Хфедорович и сегодня сидел бы на Банковой, а не в Ростове, а мы терпеливо ждали бы «будущий общественный подъем» украинского общества.
Конечно, можно благородно негодовать по адресу «плакальщиков», дающих свои советы из «безопасного далека» (многие из этих плакальщиков, замечу, лично прошли через опыт Майдана, то есть, знали, о чем говорили), но это ведь не отменяет того очевидного факта, что если бы к их советам прислушались, то Лукашенко с большой степенью вероятности поливал бы сейчас цветочки на даче по соседству с Януковичем в Ростове.
И это еще в лучшем случае.