Евреи и «Советский проект», том 1 «Советский проект»

Часть 3. Русских обижают. Необходимость выстоять в холодной войне

 

ЧАСТЬ 3. РУССКИХ ОБИЖАЮТ.

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫСТОЯТЬ В ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ

 

В числе священных идей советского государства Кара-Мурза, кроме идей справедливости и братства народов, назвал еще «идею необходимости выстоять в холодной войне с Западом». В нашей жизни было много подобных «идей», например: «идея выстоять в очереди за куском фальсифицированной колбасы» или «идея выстоять в очереди длиною в жизнь за квартирой». Все эти и многие подобные, «идеи» объединяет то, что сначала они были советским государством созданы, а затем оно, государство, и мы вместе с ним в борьбе с этими идеями выстаивали. Но «идея» предложена – рассмотрим и ее. «Идея» эта оказалась, однако, только частью более широкой темы – как весь мир обижал и продолжает обижать русских, плетет против них заговоры и т. д. Весь этот комплекс вопросов и будет рассмотрен в данной части.

 

Глава 10

Как русских обижали в самой России и теперь обижают в СНГ

 

Россия – для русских

 

Популярный ныне в России лозунг

 

В российской публицистике то и дело можно встретить жалобы на то, как русские были обижены в СССР, то есть, по сути, в самой России. В главе 6 уже было показано, что стенания Сергея Станкевича [62] о том, что «из всех республик прежнего Союза Россия понесла наибольшие человеческие и материальные потери за годы социалистического строительства», не имеют под собой почвы. Это же ложное утверждение через 8 лет после Станкевича повторил Леон Оников [96]. Он же отмечает, что русские были на последнем месте по рождаемости, по числу обладателей ученых степеней, по потребляемым калориям, но на первом – по смертности и… алкоголизму. Так, может быть, все остальные «рекорды» являются следствием последнего?

 

Любо-дорого бывает смотреть, как патриоты разного разлива разоблачают друг друга. Вот, например [2, т. 2, стр. 638-642], советский патриот Кара-Мурза разоблачает русского патриота, автора знаменитой «Русофобии», Игоря Шафаревича. Шафаревич в опубликованной в 1999 году в известной газете «Завтра» статье доказывает, что русские в СССР были, по существу, самым угнетенным и обделенным народом, А Кара-Мурза его опровергает. При этом оба приводят нелепые доводы. Кара-Мурза меня в этом отношении уже не удивляет, тем более, что он сам признал: это евреям приходится все время опираться на логику, русским это не обязательно. Но Шафаревич, академик, математик с мировым именем…

 

Судите сами. Кара-Мурза приводит выдержку из его статьи, долженствующую доказать на цифрах, что советская власть притесняла русских: «В 1973 г. на 100 научных работников имелось аспирантов: среди русских 9,7 человека, туркмен – 26,2, киргизов – 23,8. Таков же был и уровень жизни…» Кара-Мурза недоумевает: «Попробуйте это растолковать. Кто здесь русские, кто туркмены – аспиранты или научные работники? Зачем такой сложный показатель? Есть же попроще: в 1985 году в РСФСР было 68 тысяч аспирантов, а в Туркмении 496 – в 130 раз меньше. Русских кандидатов наук в 1982 году было 257 265, а туркменов 1511 – в 170,3 раза меньше, чем русских…»

 

Поразительно: ни доктору химических наук и «системному аналитику», ни академику-математику не пришло в голову просто разделить число аспирантов или кандидатов наук каждой национальности на общую численность народа. При этом, вероятно, выяснилось бы, что кандидатов наук на 100 тысяч населения у туркмен приходится значительно меньше, чем у русских, а аспирантов, напротив, больше. И стало бы предельно ясно: второе обстоятельство призвано исправить первое, и возражать тут нечего. Кара-Мурза резюмирует: «Какая неряшливость мысли». Но это относится к нему так же как к его оппоненту, хотя последнему это еще более не простительно. Мы увидим ниже, что эта «неряшливость мысли», отсутствие логики проявляются у Шафаревича и в других случаях. Что это – национальная черта, от которой не избавлены даже академики?

 

А замечание Шафаревича «Таков же уровень жизни» вообще повисает в воздухе. Каков – таков? Кара-Мурза далее пишет: «С уровнем жизни досталось от Шафаревича бедным узбекам: „В 50-е годы доходы колхозников Узбекистана были в 9 раз выше, чем в РСФСР“. Откуда эти данные, да еще такие точные, как их понимать?.. Сбережений в 1975 г. у одного жителя РСФСР было 410 руб., а у жителя Узбекистана – 128. Откуда эти „разы“... Или взять выплаты из общественных фондов: в РСФСР в 1975 г. они составляли на душу 392 руб., в 1989 г. 760 руб., а в Узбекистане 258 и 429 руб. А это, прежде всего, расходы на образование, здравоохранение, жилье – вложения в человека». Кара-Мурза приводит еще ряд цифровых данных, и здесь, я должен сказать, он выглядит убедительнее академика.

 

Очень интересна приведенная Кара-Мурзой таблица ожидаемой при рождении продолжительности жизни мужчин 9 народов европейской части России в 1897 и в 1988-1989 годах. В 1897 году она находилась у молдаван, литовцев, эстонцев и латышей в пределах 40,5- 43,1 года, у татар, белорусов, украинцев и евреев – 34,6- 36,6 года, у русских – 27,5 года, как где-нибудь (в то время) в Черной Африке. К 1988-1989 годам показатель этот у всех названных народов очень значительно вырос и выровнялся, но все равно у русских остался самым низким – 64,6 года, уступая около 2 лет большинству остальных.

 

Но откуда этот катастрофически низкий показатель у русских в 1897 году – лет на 15 меньше, чем у прибалтов и на 7-9 – чем у остальных? Неужто и в царской России русские были самым притесняемым народом? Напрашивается другое объяснение: может быть, уже тогда русские были впереди других народов империи по тому показателю, который отметил Оников (см. начало данной главы) – по алкоголизму? Некоторое подтверждение этому находим опять же у Кара-Мурзы [2, т. 1, стр. 229-230]: «Именно в начале ХХ века была заложена тяжелая традиция семейного пьянства… В 1907 г. 43,7% учащихся школ в России регулярно употребляли спиртные напитки. Из пьющих мальчиков 68,3% распивали спиртное с родителями».

 

После распада Союза не утихают стенания по поводу «25 миллионов русских, оставшихся за пределами отечества». Живут же немцы в Австрии, Люксембурге, Швейцарии. А сколько десятков миллионов китайцев живут за пределами Китая, родина получает от этих «хуацяо» огромную поддержку – финансовую и иную. Никто не делает трагедии из того, что в США живет больше евреев, чем в Израиле. В течение нескольких веков разделены были, не в последнюю очередь по вине Российской империи, поляки. А для русских это трагедия?

 

Впрочем, стенания по поводу «оставшихся за рубежами отечества соплеменниках» большей частью лицемерны, используются в политических целях. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, как в России принимают «дорогих соплеменников». Свидетельств тому масса, приведу только одно из них – писателя Бориса Ряховского [97]: «Вслед за Москвой большие русские города отказываются принимать мигрантов. «Другие русские» селятся в городках, селах… «Другие русские» ошеломлены бедностью русской глубинки, ошеломлены безразличием и враждебностью властей и населения». Надо иметь в виду, что в азиатских республиках русские были элитой, высококвалифицированными специалистами. России не нужны квалифицированные кадры, и  что им делать в селах?

 

Заслуживают внимания впечатления «других русских» о том, что они увидели: «Нас вбросило в Россию. Я тут прежде не бывал. Для меня Россия была чем-то высоким, все-таки русских писателей читал. Не могу свыкнуться с мыслью, что это Россия и есть. Увидел русскую нацию в самом отвратительном виде. Пьянство поголовное». «Мат-перемат, дети в соплях, брюхатые бабы, мужики будто спят в своей кирзухе и фуфайках, шеи черные, как голенища. Нам такими стать? Иначе не осесть на материке здешней жизни?» И оценка, которую я бы назвал итоговой: «Страна, где нет государственной совести». 

 

Из некоторых регионов Средней Азии, из Чечни русским действительно пришлось бежать. Но в российских источниках больше всего сетований на притеснения русских в Украине и, особенно, в Прибалтике, откуда, заметим, русские не очень-то и бегут. В Украине, могу свидетельствовать, все «притеснения» сводятся к переходу (достаточно медленному) системы образования, делопроизводства на украинский язык. Приехавшие в Германию русскоязычные считают нормальным, что им приходится осваивать немецкий язык. Но Германия – это «настоящая» заграница, а Украина или Прибалтика – это же еще вчера была имперская земля…

 

Нельзя не отметить, как по-разному относятся российские власти к нарушениям прав русских в Прибалтике и в Средней Азии. Леонид Комаровский, в прошлом известный российский журналист, а ныне гражданин США, описывает [98], как он, приехав к друзьям в Ашхабад, оказался «участником заговора с целью убийства Туркменбаши». Он пишет: «Посольство США обращалось по моему поводу в туркменский МИД каждый рабочий день. По сути, я обязан своим спасением американскому паспорту. На российский они плевали – так поставила себя Москва. Это позор: не меньше 15 человек, проходивших по делу о «теракте» на Туркменбаши, – российские граждане. Ни одного раза за все 14 месяцев, прошедших со дня ареста, к ним не были допущены сотрудники посольства РФ в Ашхабаде». Но вот когда в Латвии нарушили права российского гражданина, бывшего военнослужащего Викулова, Россия вступила в судебный процесс и обратилась даже в Европейский суд в Страсбурге. Видно, режимы Туркменбаши и других среднеазиатских правителей российские власти воспринимают как «социально близкие», ну а Латвия – сами понимаете… 

 

По человечески, в Украине, Латвии и Эстонии русский следовало бы сделать вторым государственным языком. Но у украинцев, латышей и эстонцев свои резоны. Все европейские страны, говорят они, жестко контролируют иммиграцию, поэтому ни в одной из них число иностранцев не превышает 10%. Мы лишены были такой возможности. Сегодняшнее положение, когда целые регионы в наших странах стали русскоязычными, – результат целенаправленной колонизации. Спасая национальный язык и культуру, мы вынуждены перегибать палку в другую сторону.

 

Шафаревич в своей книге «Русский народ в битве цивилизаций» [99] положение русских в Прибалтике сравнивает то с положением негров в Южной Африке во времена апартеида (стр. 286), то с жизнью евреев «по нюрнбергским законам» в первые годы гитлеровского рейха (стр. 258). Интересно, «Хрустальная ночь» в Латвии и Эстонии уже была или вот-вот ожидается? И велик ли поток русских беженцев оттуда в отечество, которое ведь рядом? В Эстонии летом 2003 года прошли муниципальные выборы, в которых могли принимать участие все жители. Так «русские» партии потерпели оглушительный провал даже в тех регионах, где русское население составляло подавляющее большинство. Это о чем-то говорит? Смотря кому…

 

Русских, если послушать того же Шафаревича, обижают все, вплоть до якутов (стр. 285). Чтобы он  хоть раз вспомнил об обидах, которые русские нанесли другим, чтобы промелькнула мысль о том, что нынешние обиды русских, возможно, реакция на обиды, нанесенные ими ранее другим, – такого в его книгах и статьях и близко нет. Толстокожесть к чувствам других народов просто удивительная. Опять эти оскорбительные для каждого украинца сентенции о Севастополе, «где каждый камень пропитан русской кровью» (стр. 259). Летом 1996 года в Москве состоялось Православное политическое совещание, посвященное Чечне. В обращении совещания к президенту Ельцину говорится [100] о «совершенно необходимых и правомерных, но запоздалых силовых мерах по восстановлению суверенитета России» и содержатся требования об ужесточении этих мер. И есть в нем такой пассаж: «В Чечне на карту поставлены двухсотлетняя державная работа России на Юге, баланс сил в Средиземном море, судьба Крыма (!!!), восточнохристианского мира, всех, кто тяготеет к России на Кавказе и за его хребтом». О судьбе самих чеченцев – ни слова. Под обращением стоят подписи Игоря Шафаревича, многих известных деятелей культуры, православных священнослужителей.