Евреи и «Советский проект», том 2 «Русские, евреи, русские евреи»
Часть 1. Как жилось евреям весело, вольготно на Руси
ЧАСТЬ 1. КАК ЖИЛОСЬ ЕВРЕЯМ ВЕСЕЛО, ВОЛЬГОТНО НА РУСИ
Антисемитизма, если верить Кара-Мурзе, в России никогда не было. Его даже мучило: почему это везде он есть, а в России как не бывало, так и нет его. Полистаем его сочинение [1]. «Главное – понять, почему же в России нет антисемитизма. А его нет, как ни старайся» (стр. 15). «Известно, что в России антисемитизма нет» (стр. 29). Не правда ли, исчерпывающее доказательство – «известно»? А вот он говорит (стр. 42) о «двух почти взаимоисключающих мифах – о глубинном антисемитизме царской России и одновременно о государственном антисемитизме в СССР». Не было, значит, антисемитизма ни в царской России, ни в СССР, а было два мифа. О том же примерно, как мы увидим ниже, говорят и другие русские авторы.
А Кара-Мурза даже утверждает (стр. 66): «Сегодня в России евреи, в общем, защищены от опасностей гораздо лучше, чем русские, татары, чукчи и т. д.». Хочется кричать «ура!» – наконец-то найден ответ на вопрос, который поставил Николай Некрасов полтора века тому назад: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Ясно, кому – евреям!
Об их «защищенности», начиная с Русской революции и по сегодняшний день мы будем говорить в последующих частях книги, в данной рассмотрим, как им жилось в царской России.
Глава 1.
Антисемитизм, которого «не могло быть» в России
От врагов Христовых не желаю интересной прибыли
Резолюция императрицы Елизаветы Петровны
на прошении Сената о допуске еврейских купцов в Малороссию
Спорить с аргументами типа «как известно» трудно, мы и не будем. Но вот, например, Евгений Новоселов, солидарный, в принципе, с Кара-Мурзой, в основу своих рассуждений кладет почти «чеховский» тезис: «В России антисемитизма не было, потому что не могло быть». По сравнению с «аргументацией» Кара-Мурзы это большой прогресс, и мы аргументацию Новоселова рассмотрим. Он пишет [6]: «Жителям России, в первую очередь русским, по крайней мере до революции 1917 г., антисемитизм был чужд ввиду… отсутствия объекта, т. е. евреев». Но является ли отсутствие евреев достаточным условием для отсутствия антисемитизма? Станислав Лем так характеризовал [7] положение в Польше в этом отношении: «Евреев нет, а антисемитизм есть!» Тут можно сказать, что хотя теперь в Польше евреев нет – большую часть уничтожил нацист Гитлер, а остатки вымел из страны коммунист Гомулка, – но не столь давно их там было даже очень много, и в поляках сидит «остаточный антисемитизм», или «ретроантисемитизм». А возможен ли антисемитизм там, где евреев еще не было?
Оказывается, возможен. Ценные свидетельства в пользу этого приводит [8, стр. 545] российско-еврейский историк Семен Дубнов: «Когда русский царь Иван Грозный отнял у поляков город Полоцк, он повелел окрестить всех местных евреев, а не желающих креститься – топить в Двине (1563 г.)» Вот, не было в царстве Грозного евреев, а что топить их (некрещеных) следует, он как-то догадался. Прокатилось над Россией Смутное время, сменилась династия, но… читаем дальше у Дубнова: «Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых им литовских и белорусских городов». И при Тишайшем евреев не только изгоняли.
Вот Буровский рассказывает [4, т. 1, стр. 398] о некоторых моментах Украинской войны между Россией и Польшей (1648-1654 гг.): «В Могилеве полковник Полонский велел евреям убираться из города. Евреи тянули, тянули…они надеялись на то, что войска Речи Посполитой отобьют город у москалей. Но когда прошел слух, что поляки подходят, полковник велел евреям выйти из города. Едва они выполнили приказ, как русские солдаты напали на них и перекололи штыками и порубили саблями всех, кто не успел убежать…Когда московиты подступили к Вильно, большая часть евреев убежала заблаговременно…попадать в руки москалей никто не хотел. Интуиция не подвела евреев: не успев войти в город, московиты устроили еврейский погром, а всех уцелевших все равно выгнали…В русской Украине евреев вообще не осталось – если кто-то и пережил лихолетье 1648-1649 годов, то местные русские убивали их при вступлении на территорию московитских войск. А если евреи чудом оставались в живых, то их прогоняли уже москали, чтобы в их государстве не было врагов Христа».
Ну, так то цари плохо относились к евреям, – скажет Новоселов, – а я про жителей России, про простых людей говорю, они и в глаза еврея не видели, откуда мог взяться у них антисемитизм. Но как объяснить тогда то обстоятельство, что тот же простой народ в ненавистном царе Петре I видел «жидовина из племени Данова» [9, стр. 252]? И люди откуда-то знали, что именно из «еврейского колена Данова» должен родиться Антихрист. Тут явно проглядывает уже не «царский» антисемитизм, а вполне «народный», но, правда, христианского происхождения.
Петр побывал в Европе и видел, что евреи могут быть полезны государству. Меляховецкий пишет [9, стр. 254-255], что Петр «вполне благожелательно относился к евреям новоприобретенных областей Прибалтики и Левобережной Украины, но пускать евреев внутрь России не хотел. Еще в 1698 году Петр ответил отказом на предложение бургомистра Амстердама Витсена, с которым он довольно много общался, пустить в Россию нескольких купцов и промышленников-евреев… Есть много признаков того, что он больше всего стремился избежать упреков в „жидовском“ характере своих реформ». Но, как мы видели, подозрений в «жидовстве» Петру избежать не удалось.
А в конце царствования Петра, как сообщает И. М. Дижур [10, стр.160], «с 1721 года появляются первые указы (Верховного Тайного Совета) о выселении евреев из сел и деревень». А уж при его наследниках… Читаем у Дубнова [8, стр. 545]: «При Екатерине 1 издан был указ о высылке за границу (то есть в Польшу) всех проживающих в Малороссии евреев…»
Таким образом утверждение Новоселова о том, что в Росси не было антисемитизма, потому что в ней не было евреев, оказывается несостоятельным. Еще при Иване III жгли на кострах «жидовствующих» (1504 г.) – русских людей, которые через контакт с несколькими забредшими в Московию евреями приняли иудаизм [8, стр. 476-477]. Конечно, ведущую роль в этом сыграла православная церковь. И в эпоху Петра вымыслы о «жидовине колена Данова» могли исходить тоже только из церковных кругов.
Центральным моментом в рассуждениях Новоселова является следующее: «Некоторые действия царского правительства ограничивали права евреев и могут квалифицироваться как антисемитские, однако говорить о какой-то „культурно-исторической матрице“ совершенно неуместно…». Но разве православие не является ядром «культурно-исторической матрицы» русского народа? Христианская «культурно-историческая матрица» в течение многих веков была основой антисемитизма во всех европейских странах, и Россия тут не стала исключением. Но в Европе хоть имели дело с «живыми» евреями, которые могли кому-то чем-то и досадить, а русские становились «заочными», «теоретическими» юдофобами, и тут уж работала христианская «матрица» в чистом виде.
Заканчивает свои рассуждения Новоселов таким пассажем: «Так что наукообразные рассуждения о двухсотлетней расистской традиции, якобы присущей России – не более, чем вымысел…» Эта короткая фраза содержит сразу две ошибки. Антисемитская «традиция» не только не чужда России, но и насчитывает в ней не двести, а значительно больше лет. Но примерно до 1870-х годов ее основа была не расистской, а религиозной.
Не потому в Росcии антисемитизма не было, что не было в ней евреев, а ровным счетом наоборот: в России долго не было евреев, потому что в ней веками существовал антисемитизм – несмотря на отсутствие евреев. Долгое время это был старый добрый христианский антисемитизм.