О ксенофобии Эйнштейна и плохих народах

 

The Guardian опубликовала материал, в котором рассказывает о путевых заметках Альберта Эйнштейна, сделанных им во время поездки в Азию с октября 1922 года по март 1923 года. В этих дневниках Эйнштейн пишет про китайцев, что они трудолюбивые, грязные, тупые люди. Ученый обращает внимание на особенность китайцев не сидеть на скамейках во время еды, а сидеть на корточках, как европейцы, когда те справляют нужду в лиственных лесах. По мнению Эйнштейна, население Китая это стадная нация, которая скорее напоминает автоматы, чем людей. Ученый обращает внимание на недостаточную физическую привлекательность китаянок и выражает сожаление, что такие китайцы могут вытеснить все другие расы.

 

Про жителей Коломбо (Шри-Ланка) Эйнштейн пишет, что они живут в грязи и значительном зловонии на уровне земли, мало делают и в малом нуждаются. Диагноз от Эйнштейна простой экономический цикл жизни. Принципиально иное впечатление на Нобелевского лауреата произвели японцы. Они ненавязчивые, порядочные, и в целом очень привлекательные. Чистые души, как нигде среди людей. Нужно любить и восхищаться такой страной, пишет Эйнштейн.

 

Для леволиберальной The Guardian все вышеприведенные цитаты приговор окончательный и обжалованию не подлежащий. Перед нами нацист, отличия которого от Гитлера, Штрейхера и прочих негодяев носят скорее косметический, чем сущностный характер. Леволиберальную  газету не смущает тот факт, что Эйнштейн не собирался публиковать эти заметки. Этот факт подтверждает старший редактор проекта Бумаги Эйнштейна в Масачусетском технологическом институте, Зеев Розенкранц, переведший путевые дневники ученого. Заметки, сделанные для себя и не предназначенные для публикации, это просто мысли, написанные на бумаге. Так что речь идет об оценках мыслей, о нехороших, неправильных мыслях, о мыслепреступлении.

 

У Анатолия Приставкина в повести Ночевала тучка золотая есть фраза: Нет плохих народов, есть плохие люди. Сегодня это аксиома и человек, утверждающий противоположное, закрывает перед собой дверь в приличное общество. В 1942 году, когда были опубликованы стихи Симонова и статья Эренбурга с одной центральной идеей-призывом: Убей немца! фраза из повести Приставкина вполне справедливо была бы расценена как неуместная глупость и предательство. То есть, в какой-то момент своей истории народ в целом может быть плохим?

 

В социологии есть понятие социальной дистанции, то есть степени социально-психологического принятия друг друга людьми, различающимися по возрасту, полу, религии, национальности и т.д. Для измерения социальной дистанции используется т.н. шкала Богардуса, разработанная американским социологом Эмори Богардусом и ее аналоги, созданные другими исследователями. Людям задают несколько вопросов в отношении разных народов. Готовы ли Вы принять в семью? (далее следует перечисление народов), Готовы ли вы жить в доме, где представители следующих народов составляют большинство? (перечисление), Готовы ли Вы жить в городе, где живет много представителей следующих народов?. И так далее, вплоть до крайних позиций: Готов их видеть только как туристов в моей стране и Предпочел бы не видеть их в моей стране.

 

Исследования по данной методике проводятся регулярно, и позволяют убедиться, что даже у самых толерантных людей все-таки существуют нюансы в принятии представителей разных национальностей. Хорошим индикатором в этом вопросе могут быть риэлторы, которые многое могут рассказать о том, как цена на недвижимость зависит от этнического состава жителей разных районов. Как говорится, ничего личного, просто невидимая рука рынка.

 

Люди, убивающие других людей за их принадлежность к другому народу, религии или призывающие к этому преступники. Несомненные преступники те, кто призывает к дискриминации по национальному или религиозному признаку. Люди, не видящие, что народы в целом, а не только их отдельные представители, находятся на разном уровне развития, в них по-разному организованы институты свободы и доверия, то есть базовые для современной цивилизации, эти люди не видят очевидного, то есть они слепцы.

 

В 2010 году произошло землетрясение на Гаити, точное число погибших до сих пор не установлено, но население страны сократилось на 270 тысяч. В следующем 2011 году еще более страшное землетрясение случилось в Японии, число погибших и пропавших без вести 18,5 тысяч. На порядок меньше. Помогал и гаитянам и японцам весь мир, в равной степени. Сами пострадавшие люди, то есть, японцы и гаитяне вели себя по-разному. Японцы спасали и поддерживали друг друга, счет спасенных шел на десятки тысяч. На Гаити, по данным представителя ООН, спасателям, прибывшим из разных стран, удалось спасти 90 человек. Как сообщал с места трагедии корреспондент BBC Метт Фрай, единственным занятием местного населения стало мародерство и грабежи. Люди грабили друг друга и отнимали друг у друга еду. Тела погибших сгребали бульдозерами. В знак протеста на недостаток гуманитарной помощи гаитяне устраивали баррикады из трупов соотечественников

 

В истории каждого народа бывают плохие периоды. Когда европейские народы погружались в пучину мракобесия и невежества в период Темных веков, у арабов наступило Исламское возрождение, процветали науки и искусства, и именно с мусульманского Востока в Европу вернулось античное знание, давшее затем толчок уже европейскому Ренессансу.

 

Сомневаюсь, что Эйнштейн, занесенный с помощью машины времени в Европу 6-10 веков, да и позднее, во времена инквизиции, чумы и нечистот на улицах европейских городов, написал бы в своих путевых заметках что-либо уважительное в отношении отрочества той цивилизации Запада, к которой он сам принадлежал. Полагаю, что если бы та же машина занесла великого физика в гости к халифу ал-Мамуну в багдадский дом мудрости, или дала бы ему возможность сравнить Европу и Китай, например, эпохи династии Тан, то дневниковые записи Эйнштейна стали бы весьма комплиментарными по отношению к народам Востока. Да и посещения сегодняшнего Китая вряд ли послужило бы основой для столь уничижительных отзывов о китайцах, как это случилось в 20-годах прошлого века

 

Мысль из повести Приставкина о том, что нет плохих народов, можно было бы дополнить так: у каждого народа есть плохие периоды, когда народ выглядит как-то не очень, но эти периоды сменяются другими Возможно, это дополнение вызовет праведный гнев у леволиберальных фундаменталистов. Но это можно пережить. Главное, что такой подход позволяет избежать крайностей в отношении к народам, которые в данный момент переживают трудные периоды. Это, в первую очередь, относится к русскому народу, который в данный момент выглядит вполне отвратительно

 

Игорь Яковенко,

Blogspot.ru, 21 июня

 

Наш комментарий. 

 

Мысль о том, что у каждого народа есть плохие периоды, когда народ выглядит как-то не очень, но эти периоды сменяются другими, выглядит несколько схематичной и искусственной, вызывающей подозрение, что все это придумано, чтобы хоть как-то исторически оправдать выглядящий в данный момент вполне отвратительно русский народ. Это в какой-то мере можно отнести, например, к немецкому народу, который, действительно, лишь небольшой период, 12 лет нацизма, выглядел отвратительно, но кто может вспомнить, когда более-менее прилично, во всяком случае в течение последних шести веков, выглядел русский народ? Здесь можно говорить скорее об оттенках: когда он выглядел просто плохо и когда отвратительно, как при Путине.

 

Яковенко пишет: Когда европейские народы погружались в пучину мракобесия и невежества в период Темных веков, у арабов наступило Исламское возрождение, процветали науки и искусства, и именно с мусульманского Востока в Европу вернулось античное знание, давшее затем толчок уже европейскому Ренессансу.


Это утверждение требует, на мой взгляд, поправки. То было не исламское возрождение, то была их античность. Ислам возник на 6 веков позже христианства, и так и идет с запозданием. Сам же Игорь Александрович и подтверждает это, написав, что с мусульманского Востока в Европу вернулось античное знание, которое мусульмане сохранили и приумножили.


Потом, когда в христианстве началось Возрождение, у мусульман начались Темные века. Об этом я подробно писал в статье Ренессанс мракобесия в майском номере Рубежа еще за 2006 год.

http://rubezh.eu/Zeitung/2006/05/04.htm  


Так что теперь человечество с нетерпением ждет, когда у ислама начнется свое Возрождение, Ренессанс. Виктор Шендерович по этому поводу в интервью нашей газете высказался так (Рубеж, № 9 от 2006 г.): У человечества нет в запасе шести веков, чтобы дождаться аятоллу с лицом Иоанна Павла (Второго).

 

http://rubezh.eu/Zeitung/2006/09/09.htm

 

В. Зайдман